1. Особенность встречи.
✔ В «помещичьих» главах Чичиков приезжает в дом помещиков. Он гость, они хозяева. Здесь – оба гости. Чичиков приезжает первым, и уже к нему присоединяется Ноздрёв. Так ставится акцент на «нехозяйственности» Ноздрёва. Во-вторых, встречаются не дома, а в трактире. Трактир – пространство, близкое к «нижнему» миру. В-третьих, в каждой «помещичьей» главе есть сцена обеда. Здесь обед был в перспективе, но не состоялся. Правда, это уже произойдет за пределами эпизода. Но и в трактире Ноздрёв тоже не ест, хотя и хвастается добытыми балыками. Описание аппетита «господина средней руки» и трапезы Чичикова подчеркивает нежелание Ноздрёва есть. В этом есть особый смысл. В мифологии еда, трапеза несёт значение возрождения. Так создается образ «мертвой души».

2. Первое появление Ноздрёва.
✔ Он мешает приятному знакомству Чичикова и белокурого господина, вмешивается в разговор и переводит внимание на себя. Мешает говорить не только своим соседям, но и автору, который тоже вынужден замолчать, так как у него нет возможности вставить хоть слово. Поэтому в эпизоде Ноздрёв представлен в основном через собственную речь.

3. Как речь характеризует Ноздрёва?
✔ Бойкость, неуёмность, страсть к вранью и спору о чём угодно и на что угодно, неспособность остановиться на одной мысли. Бесконечное вранье подчеркнуто репликами белокурого. Эти свои реплики он произносит как-то обреченно, будто по обязанности, явно не надеясь на восстановление истины. Так создается образ законченного враля и юркого мелкого шулера.

4. Автор всё же успевает в нескольких фразах дать портрет Ноздрёва. Каков он?
✔ Молодость и абсолютное здоровье. В описании портрета заключена очень важная мысль: зубы белые, как снег, бакенбарды черные, как смоль, лицо – кровь с молоком. Перед нами сказочный добрый молодец, образ застывший, неизменный (ср. «Ноздрёв в свои тридцать пять лет был таков же совершенно, каким был в осьмнадцать и двадцать»). Эта законченность делает Ноздрёва при всей его суетливости неподвижным («мертвая душа»). От него уже ничего не ждешь кроме новых пакостей, драк, вранья.

5. Этим он отличается от Чичикова. Каков же Чичиков в эпизоде?
✔ Опять подчёркивается его заурядность, серость, серединность: «господин средней руки», что делает его образ незавершенным, незаконченным. У него есть цель, о которой мы, кажется, все знаем. Но он способен и удивлять. Зачем он едет к Ноздрёву? Зачем связывается с ним? Ведь Ноздрёв в своей нелепости и абсурдности должен отпугивать и настораживать человека, сделавшего деньги целью жизни. Этот поступок Чичикова отдает какой-то наивностью, а наивность придает даже некоторую человечность. Читатель гораздо прозорливее Чичикова, он понимает, что ничего не выйдет у того с Ноздрёвым, и оттого даже жалеет Чичикова.