Этот странный, самый каменный и самый призрачный, город всегда имел особое влияние на художников. Его магией были покорены и Пушкин, и Блок, и Достоевский, его воспевал и ненавидел Аполлон Григорьев, в его «физиологии» пытался разобраться Некрасов.

В ряде повестей Николая Васильевича Гоголя, которые потом были названы «петербургскими», город играет одну из самых существенных ролей. Я хочу проследить это на примере повести «Шинель». Уже с первых строк нас встречает скверный петербургский климат (который в результате Акакия Акакиевича и погубил). Департамент, в котором служит главный герой, скромно не назван, следовательно, мы можем сделать вывод, что в повести в обобщенном виде описываются все петербургские департаменты. Гоголь дает широкую панораму жизни городского чиновничества — от беднейшего Акакия Акакиевича до «значительного лица», но именно по отношению к бедным город открыто враждебен:

Есть в Петербурге сильный враг всех, получающих четыреста рублей в год жалования, или около того. Враг этот никто другой, как наш северный мороз, хотя, впрочем, и говорят, что он очень здоров... В это время, когда даже у занимающих высшие должности болит от морозу лоб и слезы выступают на глазах, бедные титулярные советники иногда бывают беззащитны.

Акакий Акакиевич, маленький чиновник, беззащитен перед всеми: над ним издеваются сослуживцы, его унижает «значительное лицо», а город, город облитых помоями лестниц и «спиртуозного запаха», убивает его, даже не замечая. Акакий Акакиевич никому не нужен, он страшно одинок, а кто знает, сколько в Петербурге таких чиновников, старающихся

ступать как можно легче и осторожнее по камням и плитам, чтобы таким образом не истереть скоровременно подметок...

В многолюдном городе этот человек абсолютно один, да и сам город поворачивается к нему пустынной стороной:

Он приблизился к тому месту, где перерезывалась улица бесконечною площадью с едва видными на другой стороне ее домами, которая глядела страшною пустынею.

Город, город, сперва окружив пустыней бесконечного и беспощадного пространства, убивает Акакия Акакиевича:

Ветер, по петербургскому обычаю, дуя на него со всех сторон, из всех переулков. Вмиг надуло ему в горло жабу, и добрался он домой, не в силах будучи сказать ни одного слова; весь распух и слег в постель.

Но после смерти Акакий Акакиевич сливается с городом, его призрак становится неотъемлемой частью петербургских окраин. И, хотя Гоголь иронизирует «В полиции сделано было распоряжение поймать мертвеца во что бы то ни стало, живого или мертвого, и наказать его, в пример другим, жесточайшим образом», справедливость в повести оказывается восстановленной. «Значительное лицо», пытавшееся на вечеринке приятеля избавиться от мук совести, наказано. Город ополчается на него так же, как и на Акакия Акакиевича:

Изредка мешал ему однако же порывистый ветер, который, выхватившись, вдруг бог знает откуда и невесть от какой причины, так и резал в лицо, подбрасывал ему туда клочки снега...

Как снег бело лицо призрака, и могилою тянет от него, он стал чуть ли не олицетворением Петербурга.

Мы видим, какую огромную роль играет этот город в повести. Он создает фон и атмосферу, он управляет судьбами героев, он вершит свою справедливость. И мы вполне можем говорить о «Петербурге Гоголя», так же, как о «Петербурге Достоевского» или «Петербурге Пушкина», у каждого большого художника — свое представление о городе, в котором он вынужден жить.