Повесть Александра Ивановича Куприна «Поединок» — одно из важнейших произведений русской литературы начала двадцатого века, посвящённое теме армии, нравственного выбора и духовного противостояния. Название повести на первый взгляд может показаться простым — в тексте действительно описан дуэльный поединок. Но если вдуматься глубже, становится ясно: перед нами многозначный символ, раскрывающий внутренний и внешний конфликт, в который вовлечён главный герой — подпоручик Ромашов.
С одной стороны, поединок — это буквальное событие: дуэль между Ромашовым и Николаевым, вызванная любовным конфликтом. Однако сам автор показывает, что суть конфликта не в женщине и не в ревности, а в непримиримом столкновении разных жизненных взглядов, разных типов людей. Поручик Николаев — представитель тупого армейского самодовольства, Ромашов — человек ищущий, ранимый, не желающий мириться с бессмысленностью и жестокостью военной службы.
С другой стороны, название «Поединок» символизирует внутреннюю борьбу самого героя. Это поединок между долгом и честью, между страхом и совестью, между желанием жить по правилам и стремлением сохранить душу. Армия, как она изображена Куприным, — это среда, где умерщвляется личность: «армия — школа низменности». Ромашов мечется между необходимостью подчиняться и желанием быть свободным. Его путь — это путь разочарования, страданий и прозрения. Поединок, который он проигрывает внешне, становится для него победой на внутреннем уровне: он отказывается стрелять, он остаётся человеком.
Таким образом, поединок в повести — это, прежде всего символ нравственного испытания, в которое попадает человек, не желающий жить по лжи и насилию. Его проигрыш в дуэли — победа духа, потому что он выходит из неё с сохранённой душой.
Название произведения «Поединок» ёмко отражает главную идею повести: жизнь — это постоянная борьба. Каждый человек рано или поздно сталкивается с выбором, в котором и проявляется его истинное лицо. Победа в таком поединке — не всегда выстрел или превосходство, но всегда — верность себе и своей правде.