Сатира — вид художественной литературы, ставящий своей задачей критику, обличение и высмеивание отрицательных явлений действительности.
В начале двадцатого века сатира в России переживала расцвет. Издавались десятки журналов, писались сотни сатирических стихов. Уже в раннем творчестве Владимира Маяковского мы видим установку на сатиру. Он яростно обличает мещанство, обывательщину, пошлость, внутреннее безобразие, переходящее во внешнее:
Глядишь и не знаешь: ест или не ест он.
Глядишь и не знаешь: дышит или не дышит он.
Два аршина безлицого розоватого теста:
хоть бы метка была в уголочке вышита.
или — уже после революции:
Опутали революцию обывательщины нити.
Страшнее Врангеля обывательский быт.
Немалое место в творчестве Владимира Владимировича занимает и политическая сатира — особенно в 19-20-ом годах. Это и откровенно ремесленные «окна сатиры Роста», и рифмованные лозунги, и знаменитые частушки, и самое нашумевшее:
Ешь ананасы, рябчиков жуй,
День твой последний приходит, буржуй.
Потом политическую сатиру, обличение мира «прогнившего капитализма» мы увидим в поздних стихах, посвященных Америке и Франции. Еще одна любимая тема Маяковского — обличение бюрократизма, который в период нэпа действительно стал серьезной проблемой. Изобретенное Маяковским словечко «прозаседавшиеся» прочно вошло в наш язык. Автор широко пользуется приемом гротеска, сатирического преувеличения:
Оне на двух заседаниях сразу. В день
заседаний на двадцать
надо поспеть нам.
Поневоле приходится раздвояться.
До пояса здесь,
а остальное
там.
Одна из особенностей сатиры Маяковского — это обязательная мораль в конце произведения:
О, хотя бы
еще
одно заседание
относительно искоренения всех заседаний!
Еще одна тема, очень важная для этого автора — тема поэта и поэзии. Владимир Маяковский утверждает, что искусство должно прежде всего служить народу, нести некую социально-политическую функцию. И он обличает тех, кто пишет о вещах, по его мнению, ненужных и устаревших:
Забудьте,
плюньте
и на рифмы,
и на арии,
и на розовый куст,
и на прочие мелехлюндии
из арсеналов искусств.
Элементы сатиры мы видим в его знаменитом обращении «Сергею Есенину»:
И несут
стихов заупокойный лом,
с прошлых
с похорон
не переделавши почти.
В холм
тупые рифмы
загонять колом —
разве так
поэта
надо бы почтить?
Но то, что он так яростно обличает в искусстве, — это тоже обывательщина, но на другом уровне. Мещанство и бездуховность — главные объекты сатиры Маяковского, именно поэтому она остается современной и по сей день.
Читаемое в разделе:
- Стихи о советском паспорте
- Художественное новаторство в поэзии Маяковского
- Новаторство В.В. Маяковского в поэме «Облако в штанах»
- Анализ стихотворения «Хорошее отношение к лошадям»
- «Послушайте!» Анализ стихотворения В.В. Маяковского
- Анализ второй главы поэмы Маяковского «Облако в штанах»
- Тема будущего в лирике В.В. Маяковского