А.Н. Островский является отцом русского театра. Одним из самых значительных произведений выдающегося драматурга по праву считается пьеса «Гроза». Борьба женщины за свободу личности, способность противостоять системе – делает эту пьесу актуальной и в наше время. Сила характера Катерины не вызывает сомнений ни у кого. Вопрос в том, есть ли рядом с ней мужчина, который достоин её, способен понять её устремления, оценить качества её личности. Особенно важна в этом плане сцена прощания Катерины и Бориса.

Эта сцена дает нам важные факты для понимания характеров этих людей. Много нового мы узнаем о Борисе. Раньше он представлялся нам как молодой, образованный, культурный человек, которому чужды быт и нравы Калинова. Почему именно на него упал взгляд Катерины, что особенного увидела она в нём? Он не похож на всех обитателей Калинова. Кажется, что в молодом человеке её привлёк только внешний атрибут – городское платье. Но всё-таки нет – это, в большей мере, отсутствие грубости, хамства, внутренняя образованность, доброта. Но Борис в Калинове не ради себя, а ради сестры, её приданого. Кажется, что он готов жертвовать собой для близкого человека. Однако совсем в ином виде предстает он в сцене прощания с Катериной. Мы узнаем, что это безвольный, зависимый человек. У него не хватает смелости, воли, чтобы защитить самого себя, честь дорогого ему человека. И об этом свидетельствуют слова самого Бориса: «Не по своей я воле еду: дядя посылает, я только отпросился у дяди на минуточку...», – у него не хватает силы характера побороть в себе чувство покорности, он не может заменить «кандалы» дяди на страстную любовь честного человека. Борис понимает, что с Катериной может случиться беда, но и это не может заставить его заступиться за любимую, оградить ее от горя и слез. Даже, наоборот, он боится, что их увидят вместе: «Не застали б нас здесь», — говорит он Катерине...

Сцена прощания показывает нам, что Борис не тот человек, которого можно любить. Он недостоин любви: уж слишком безволен и робок он... Сцена прощания является переломным моментом в развитии конфликта. Четвертое действие заканчивается победным криком Кабанихи: «Что, сынок! Куда воля-то ведет!» – торжеством темного царства. В момент прощания с Борисом, когда он отказался взять с собой Катерину (а значит, взять на себя ответственность за её судьбу), женщина уже приняла решение. Это — трудное решение. Катерина очень волнуется, и эту взволнованность передают и короткие восклицательные предложения, и паузы, и ремарки:

Постой, постой! Что-то я хотела тебе сказать... Вот забыла! Что-то нужно было сказать! В голове-то все путается, не вспомню ничего... (Подумав.) Да! Поедешь ты дорогой, ни одного ты нищего так не пропускай, всякому подай да прикажи, чтоб молились за мою грешную душу.

Катерина подавила в себе мысль о том, что самоубийство — великий грех, она одержала победу над собой, думая в последние минуты жизни о любимом человеке, а не о спасении души. Последний штрих в характеристике Бориса – это его реплика: «Борис – (рыдая). Ну, бог с тобой! Только одного и надо у бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтобы ей не мучиться долго! Прощай! (Кланяется.)» Это по-христиански – желать смерти любимой женщине! А почему бы не бросить всё, ведь говорят же ему, что дядя не даст ничего, только поиздевается над ним вдосталь, а потом объявит, что не проявил уважения и почтения. Борис имеет образование, мог бы трудом заработать достаточные средства для обеспечения и себя, и любимой, и сестры. Однако проще объявить себя жертвой обстоятельств, чем сопротивляться. А вот Катерина не стала мириться с унижением, поступила как считала нужным. Жертва, принесённая ею, лишь доказывает слабость её избранника, неспособность подняться до уровня отважной Катерины.

Так сцена прощания Бориса и Катерины подчёркивает силу героини и безволие её возлюбленного, тем самым раскрывает замысел автора.