Логотип сайта

«Анчар» – стихотворение Александра Сергеевича Пушкина, в котором поднимаются темы власти, свободы, рабства, тирании. Такой посыл создан автором неслучайно, поскольку это был период, когда было подавлено восстание декабристов, и многие из них были друзьями Пушкина. Тяжело переживая их расправу, автор в данном произведении показывает, к чему может привести безграничная власть, сосредоточенная в руках владыки.

Композиционно произведение следует поделить на два раздела: анчар и люди. Главный образ первого раздела – анчар, дерево, растущее в Азии, содержит ядовитый млечный сок. «К нему и птица не летит, и тигр нейдет», и в округе ничего не растет, «как грозный часовой, стоит — один во всей вселенной». Автор показывает безжизненность, гнетущую пустоту, невидимое присутствие смерти вокруг этого дерева в раскаленной земле пустыни. Для этого используются эпитеты: «пустыне чахлой и скупой», «зелень мертвую ветвей», «вихорь черный», «тлетворный», «лист его дремучий». Также есть метафоры: «природа жаждущих степей его в день гнева породила», «древо смерти». Таким образом, данная часть произведения показывает нам силу природы, ее могущество перед человеком, ее способность не только дарить плоды и воду людям, но и приносить гибель.

Во второй части автор показывает, на что способны люди в своем желании власти, силы и победы. Перед читателем предстают два героя – раб и властелин. Их положение максимально различается в обществе, однако автор их уравнивает: «Но человека человек послал к анчару властным взглядом». Такой прием очень цепляет, заставляет задуматься, что все люди изначально равны, и даже материальные различия не будут ничего значить, когда придет час покинуть этот мир. Но пока у одного в руках сосредоточена сила и власть, он может лишь одним «властным взглядом» послать другого на верную гибель ради того, чтобы получить смертельное оружие в виде яда анчара. Для описания владыки используются эпитеты «непобедимый», «властный», для раба – «бедный», «послушно», «бледному челу». Раб уходит по приказанию и возвращается на утро с ядом, совсем слабый, обессиленный, кладет смертельную смолу к ногам властителя и тут же умирает.

Последнее четверостишие особенно показывает холодность, равнодушие, жестокость владыки. Больше не сказано что-либо об умершем слуге, ведь для властелина очередная отнятая жизнь – совершенно незначащая вещь. Зато показано, как он воспользовался ядом: напитал им стрелы и «с ними гибель разослал к соседям в чуждые пределы». Автор обличает насилие, войны, чёрствую эгоистичность тиранов, имеющих в своих руках неограниченную власть, готовых ради своих личных целей на любые, даже самые ужасные средства. Ведь он не только сам распространяет гибель и насилие, он и других людей, своих подданных делает причастными к этому. Раб наверняка понимает, что практически идет на самоубийство, отправляясь к опасному анчару, но не может ничего с этим сделать и как-то противостоять владыке. И помимо этого, именно он приносит этот яд, который потом станет причиной смерти других невинных людей. И так продолжается из века в век, поэтому актуальности это стихотворение не потеряет.

Таким образом, автор делает центральной темой не природу, не ядовитое дерево, как изначально кажется из названия, а именно взаимоотношения людей, их алчность, жестокость, показывает несправедливость жизни, ее тяготы и испытания.

***