Александр Сергеевич Пушкин — не только поэт, хотя в первую очередь, в нашем сознании он именно поэт. Но, пожалуй, именно Пушкин — первый русский профессиональный литератор. И кроме поэзии, влекли его и прозаические произведения, и драматургия. Драматургия Пушкина удивительно разнообразна, а главное — достаточно необычна для своего времени. В смысле формы и её использования, мне кажется, наиболее интересны его «Маленькие трагедии» -   Пушкина всегда привлекала краткая форма. Уже в «Сцене из Фауста» он попытался вложить огромное содержание в небольшое по объему произведение. И следующим этапом в этом стали «Маленькие трагедии». Автор долго подбирал подзаголовок: «Драматические очерки»; «Драматические изучения»...

«Маленькие трагедии» — это уникальный цикл, состоящий из ряда самостоятельных драматических произведений, которые объединены общим художественным замыслом. Все они — действительно трагедии. Из всего цикла только одно произведение — «Пир во время чумы» — не заканчивается гибелью главного героя. Центральную роль в этих пьесах играют монологи, и в этом в какой-то степени можно проследить традиции античной драматургии. Еще одна особенность «Маленьких трагедий» небольшое количество Действующих лиц и, как следствие этого, необычная острота возникающих между ними конфликтов.
В центре пьесы всегда — характер, одержимый какой-либо страстью. Это может быть скупость, зависть, властолюбие ... Есть образы, общие для всех произведений, хотя и не связанные друг с другом: образ призрака, встающего из гроба. Барон говорит, что хочет после смерти стать «сторожевою тенью» и сторожить свои сокровища... Черный человек, который, по словам Моцарта, «гонится за мной, как тень»... Статуя Командора, пришедшая на ужин... А в «Пире во время чумы» смертью дышит каждый из персонажей. Дважды — в «Пире» и «Моцарте и Сальери» — повторяется в пушкинских трагедиях образ предсмертного пира... Да, с точки зрения формы «Маленькие трагедии» достаточно необычны. Но так же необычна и другая — на первый взгляд, вполне традиционная — трагедия Пушкина — «Борис Годунов». Если «Маленькие трагедии» — самостоятельные части, которые автор объединяет общим замыслом, то в трагедии «Борис Годунов» он отказывается от традиционного деления на акты и действия. Есть лишь отдельные, порой — очень короткие, сцены. Фабула, на первый взгляд, отходит от привычных традиций, да и роль любовной интриги здесь незначительна. Обращение к историческому сюжету было в то время достаточно традиционным, но Пушкин, вопреки канону, написал не романтическую, а народную драму. Он меняет привычное единство места и времени, смело применяет смешение стилей — низкий в народных сценах, высокий — в других. Тема трагедии — власть и взаимоотношение власти с народом. Центральный образ — Борис Годунов. И это напоминает нам трагедию Шекспира, когда все сцены, даже те, где герой не присутствует, как бы группируются около него. Власть, добытая неправедным путем, не приносит добра ни Борису, ни стране. И в этом велика роль народа. Таким образом, мы видим, что Пушкин в своей драматургии был новатором. Смешение жанров, разрушение привычных канонов, создание произведений нового типа — все это говорит о творческой смелости автора. Интересен и тот факт, что в его творчестве — художника светлого и жизнерадостного — нет ни одной драмы или комедии. Все его пьесы глубоко трагичны... И, может быть, именно в драматической форме видел поэт скрытые возможности для выражения своих философских взглядов...