Война — вечная трагедия человечества, и литература всегда отзывалась болью на эту трагедию. Особенно актуальной эта тема стала в двадцатом веке, после двух мировых войн, когда стало ясно, что война может погубить всё человечество.

Советская литература сороковых годов не поднимала проблем, а несла скорее пропагандистскую функцию. Её главной задачей было прославление подвига как высшего акта духовной деятельности человека. И катаевский «Флаг», и соболевский «Батальон четырех» характеризуются пафосной интонацией и прославлением героизма.

Настоящие проблемы литература стала поднимать уже в последние годы войны. Так называемая «лейтенантская проза», начинавшаяся с повести Казакевича «Звезда», уже не так проста, а действительная, большая литература о войне начинается с романа В.Некрасова, «В окопах Сталинграда». Война в этом произведении показана с изнанки, в нем описываются не только подвиги и битвы, но и грязь, пот, тяжелые условия существования. Некрасов затрагивает и проблему цены победы. Если раньше с этим все было ясно — победа должна доставаться любой ценой, то в своем романе Некрасов впервые ставит вопрос об ответственности командиров за своих бойцов.

Война — это всегда экстремальная ситуация, все нравственные проблемы на войне обостряются. В частности, о ненависти — повесть В.Тендрякова «Люди и нелюди», автор пишет о том, что борьба ведет к взаимопроникновению психологий и ведется одинаковыми методами с обеих сторон, война стирает границу Добра и Зла и обесценивает единственную реальную ценность — человеческую жизнь.

Писатели все больше внимания уделяют психологии человека на войне. Например, повесть В.Быкова «Сотников» показывает нам психологический анализ предательства, описывает путь к нему, ступень за ступенью.

Одной из главных проблем для военной прозы всегда была проблема ответственности командира за жизни подчиненных ему людей. Это — главная тема повести В.Быкова «Его батальон». Действие повести занимает всего два дня, и в центре её находится небольшой эпизод одного из крупнейших сражений, но за это время перед нами проходят живые и яркие характеры. Комбат Волошин вынужден решать проблему: начинать ли бой за высоту, когда нет ни людей, ни боеприпасов, но когда таков приказ начальства? Быков пишет о том, что стремиться к победе любой ценой безнравственно: Волошин, чувствуя ответственность за жизни людей, отступает. Но когда его отстраняют от командования, то во время следующего наступления он первым идет в атаку. Это вызвано всё тем же обостренным чувством ответственности: не сумел спасти бойцов, сумей погибнуть рядом с ними.

Военная проза поднимает ещё множество тем: женщина и война, дети и война... И все — побывавшие и не побывавшие в бою — пишут о том, что война — это ужасно, и люди должны делать все, чтобы не допустить Этого ужаса.

Особое место занимает откровенно антивоенная литература, в особенности — фантастика, где ужас войны доведен до такого накала, что становится абсурдом. Словом, литература всеми силами призывает: «Люди! Прекратите воевать, иначе вы погубите свою планету!».

TEXT.RU - 91.41%