Логотип сайта

Женский вопрос в русской литературе 19 века фигурировал, начиная с произведения Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». К особенностям женского характера относили черты, воспетые А.С. Пушкиным, Ф.М. Достоевским, А.Н. Островским, Л.Н. Толстым. В их числе были духовная красота, верность долгу, безграничная любовь и самоотверженность.

Вопрос женской измены впервые был затронут А.Н. Островским в пьесе «Гроза». Критика обозначила жанр этой пьесы как «бытовая трагедия». В этом чувствуется благосклонное отношение к поступку Катерины Кабановой, изменившей мужу. Совсем другие эмоции вызывают деяния Катерины Измайловой – героини очерка Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Два женских характера абсолютно противопоставлены друг другу. В их судьбах есть много общего, но гораздо больше отличий.

Обе девушки вышли замуж не по любви. Но Катерина Кабанова пытается привыкнуть к новой жизни, понимая, что только так она обретет гармонию. Катерина Измайлова напротив – ненавидит постылого мужа и даже не пытается найти свое место в этой жизни. Интересно то, как проводят свое свободное время обе девушки: героиня Островского, будучи набожной, постоянно ходит в церковь, молится богу, пытаясь найти в вере правильный путь. А героиня Лескова мается от безделья, никогда не молится, не читает книг, не вышивает и не вяжет. В атмосфере безнравственного существования девушка доходит до последней степени падения.

Любовь, возникшая в жизни Катерины Кабановой, становится осуществлением мечты о настоящей любви. Взаимоотношения Катерины Измайловой с Сергеем – своеобразная игра от скуки. Изменив мужу с Борисом, девушка не находит себе места, во время грозы она падает на колени и признается в грехе супругу при всем честном народе. Уличенная в измене Измайлова ни на секунду не раскаивается в своём поступке, напротив, в ее душе нет никаких преград для совершения убийства.

Любовь Катерины Кабановой заканчивается трагедией: она решает покончить жизнь самоубийством, потому что не видит необходимости в существовании без любви. Катерина Измайлова несет заслуженное наказание за совершенные убийства. Однако в отличие от героини Островского ее наказанием становится не каторга, а измена Сергея. Поняв, что она положила свою жизнь к ногам неблагодарного искусителя, она решает убить Сонетку и погибнуть вместе с ней. Катерина Кабанова становится образцом свободной личности, которая пытается бороться за свою любовь. Вся сила характера Катерины Измайловой уходит на борьбу за достижение физического наслаждения, поэтому первая остается символом чистоты, а вторая – символизирует темные желания хищницы, обнажившей бездуховность личности.

В последующие годы к теме женской измены обратится Лев Николаевич Толстой, которой докажет бездуховность и безнравственность любой измены.

***