Чувство единения с бесконечно меняющимся миром позволяет Михаилу Александровичу отобразить жизнь во всем её многообразии, не разделяя героев на положительных и отрицательных. В эпопее «Тихий Дон» автор равно объективно изображает любовь и ненависть, душевное благородство и жестокость, трагическое и комическое.

Его яркие женские образы - Аксинья, Дарья, Наталья, Дуняшка, Ильинична. При всей индивидуализации объединяет их щемящая душу острота страданий. Трагическая судьба этих героинь становится обвинением страшному, непостижимому времени. Поэтому гибель красной пулеметчицы Анны Погудко, матери Кошевого, Натальи, Аксиньи воспринимается как уничтожение вечно животворящей силы. Главной и любимой героиней автора является, как мне кажется, Аксинья Астахова. Она напоминает реку, которая то спокойно течет, то будто взбунтуется и поворачивает вспять. К этой героине не пристает грязь, несмотря на то, что сам Шолохов, описывая красоту женщины, не раз характеризует её как «порочную». Никакие жизненные ошибки Аксиньи не способны убить ту любовь, которая зародилась у неё к Григорию. Особенность её характера: противоречивость во внешности, в чертах лица.

Желание Аксиньи любить и быть любимой, конечно, оправданно. Но видела ли она счастье на своем веку? Замужняя женщина, Аксинья отнимает у Натальи Коршуновой, «ни горя, ни радости не видевшей», милого. Но она же отталкивает от себя Григория в Вешках, когда просит его не ездить в Татарское. Гордость и открытость характера Аксиньи сказываются в том, что, полюбив Григория, она не лжет ни самой себе, ни другим. Героиня не скрывает своей любви от Ильиничны и не принимает упреков, когда та выговаривает ей за смерть Натальи. Аксинья пронесла свою любовь через оскорбления, непонимание, ужасы войны и революции. И каждый раз как будто открывалось в ней для Григория что-то новое, что заставляло его возвращаться к своей Аксинье.

Наталья Коршунова — жена Григория, которая пришлась по сердцу семье Мелеховых. Автор любуется ее молодостью, нравственной силой, гармонией внешнего и внутреннего содержания ее личности. Трагедия жизни этой героини заключается в том, что её не любит Григорий, и он сам признается Наталье в этом. Брошенная Григорием, она возвращается к отцу, но и в своем доме, где была когда-то весела и счастлива, не находит покоя. Наталья идет назад, к Пантелею Прокофьевичу и Ильиничне, где будет дожидаться своего мужа. На какое-то время Григорий вернется к ней, потому что знает, что Наталья — хранительница его дома, мать его детей. Она беззаветно любит Григория и твердо знает, что так, как любит она, не любит никто. Неразделенная любовь к мужу и горькая обида на него толкает героиню на страшное. Сначала она проклинает отца своих детей, а затем избавляется от ожидаемого ребенка. В результате Наталья умирает. Страшным исходом завершается её жизнь.

Невиданной мощью материнского чувства и женской мудрости награждает Шолохов Ильиничну. Эта женщина знает жизнь и порядок в ней. Она принимает сноху обратно в дом и советует молодой жене ждать мужа. Ильинична не меньше Натальи ждет появления её детей, потому что знает, что детская любовь способна соединить родителей. Так и произошло. Григорий после смерти Натальи понял то, что издавна было известно его матери.

Как свидетельство редкостного умения Ильиничны поддерживать мир в семье, являются ее отношения с Пантелеем Прокофьевичем. Только она умела укрощать припадки его ярости, терпела его измены и рукоприкладство. Ильинична мужественно перенесла смерть своего старшего сына, обеих снох, мужа. Никогда она не роптала на Бога, потому что была казацкой дочерью, казацкой женой и казацкой матерью. Свою судьбу эта героиня приняла как данность этого мира: «А я верю! Не может быть, чтобы лишилась я последнего сына». Писатель восхищается этой старой мужественной женщиной, которая, с трудом добравшись до гумна, всматривается в сумерки степи и негромко зовет своего младшенького, зная, что он обязательно услышит.

Женские образы в романе Шолохова «Тихий Дон» олицетворяют собой Россию — прекрасную, но обреченную на страдания.

В романе много второстепенных образов казачек: юных и пожилых, наивных и умудренных житейским опытом. Все они красивы, все они стремятся к любви и сохранению собственной семьи и очага. По мнению Шолохова, женщины — это хранительницы самобытной культуры казачества, хранительницы народной нравственности и животворящей силы Вселенной.