Шукшин помнил мир детства,
Реку, остров, лесок,
Нежно он прислонялся к березке.
Он впитал соль земли,
В чутком сердце сберёг
Свою малую родину – Сростки.

Василий Макарович Шукшин родился на Алтае. Его родина – красивое село Сростки, где писатель провёл детство. Этот мир детства особенно волнует автора, хотя он и не детский писатель. В его рассказах «Далёкие зимние вечера», «Из детских лет Ивана Попова», «Дядя Ермолай», «Рыжий», «Мастер» мы чувствуем уважение к детям, к их миру. В своей исследовательской работе я хочу понять, почему писателя так тянет в детство. На какие вопросы сегодняшней жизни он хочет найти ответы там, в далёком детстве?

Герои рассказа «Далёкие зимние вечера» – это дети со своими радостями и горестями, со своими взглядами. Удивительны его герои, их манера общения между собой, их нежные отношения с матерью. Подросток Ваня и его младшая сестра Таля так же, как и все дети послевоенной поры, разделили участь взрослых, их заботы, трудности и страдания. Ваня взрослеет и учится поступать по-мужски, брать на себя ответственность за родных и близких, держать слово. Смысл заглавия – далёкие, давние по времени, далёкие от сегодняшнего дня, зимние вечера – как трудное, но и радостное ожидание матери. Дети с нетерпением ждут того момента, когда за окном услышат скрип её лёгких шагов. Что меня особенно поражает в рассказе, «под Москвой идут тяжёлые бои…», холод, голод, но нет озлобленности. Дети играют в бабки, помогают взрослым, представляют, как будут наряжать ёлку. Мать нежно обращается к ним: «Доченька, сынок, милые вы мои», а ночью, когда дети спят, она ещё сошьёт сыну новую рубашку. Мать все силы, всё своё сердце отдаёт детям. Мать в рассказах Василия Макаровича – это любовь, доброта, умение понимать, мягкость и душевность.

В.М.Шукшин учит видеть и слышать интересное и особенное, значительное и умное, весёлое и печальное. Ваню Попова в рассказе «Из детских лет Ивана Попова» волнует удивительно красивая природа деревни. Деревня для него – привычное место. Здесь легко дышится, ярче и ближе природа. Он вспоминает о реке. Город ему чужой и непонятный. Как там сложится их жизнь? Мальчика заботят мысли не о своём личном, а о том, чтобы другим рядом с ним, жилось лучше. Иван раскаивается в своих детских шалостях, по-взрослому переживает за осиротевшую семью. Историй таких в жизни тысячи, вроде ничего нового не сказал писатель. В том-то и дело, что большое – в простом и малом. «Истории души» его героев заставляют и нас задуматься. В небольших рассказах Шукшин поднимает глобальные проблемы Правды и Совести – главные вопросы жизни человека.

В основе рассказа «Дядя Ермолай» случай, который произошёл в детстве с самим автором, когда ему было лет тринадцать. Случай был постыдный. Мальчиков уличили во лжи, но они упорно стояли на своём, не сознаваясь в проступке. Во вступлении к рассказу Василий Макарович написал: «Вспоминаю из детства один случай…». Не вспомнился, не вспомнил, а вспоминаю! Этот случай из детства не даёт ему покоя, память не даёт забыть проступок, мучает совесть. Главное в этом рассказе – это ложь. Дети лгали и продолжали стоять на своём, несмотря ни на какие уговоры. Мальчики не сознавались, что не были на току, куда их отправил дядя Ермолай присмотреть за обмолоченным зерном. Дядя Ермолай всеми силами хотел услышать от мальчишек правду, их собственное признание. Он пообещал, что ничего за это не будет, но всё напрасно. Его очень обидело поведение детей. Он хотел пробудить в них совесть. Совесть и Правда – это главное в рассказах Шукшина. Еще главное – это труд. Автор задаёт вопросы, над которыми нам надо подумать:

В чём же смысл жизни таких людей, как дядя Ермолай? Или не было никакого смысла, а была одна работа, работа…

В этом рассказе открытый финал, где вопросы остаются без ответа. И состоит этот смысл в жизни по совести, по правде. Мать писателя Мария Сергеевна так говорила об этом рассказе:

…знать надо деревню и людей, чтобы правда правдой стала. У Васи всё получалось, потому что сызмальства труд крестьянский узнал, всегда среди простых людей был. Есть у него рассказ «Дядя Ермолай». Был у нас такой бригадир – ни имени, ни отчества Вася не изменил. Всё как есть, - правду он писал всегда. Вот за правду и любили его люди…

Шукшин не писал специально для детей, но его рассказы обращены к настоящему и будущему поколению. Его рассказы – это эпизоды большого романа о нашей Родине и обычных людях, которые познают окружающий мир и своё место в нём. Порой им очень тяжело, но и в повседневной жизни они находят поэзию и красоту.

Так герой рассказа «Мастер» Сёмка Рысь увидел вдруг истинную красоту деревенской церкви. Сёмка решил отремонтировать талицкую церковь, красивую, удивительно лёгкую, радующую глаз и сердце, но гибнущую. Загоревшись идеей восстановить церковь, Сёмка подолгу рассматривал её, разгадывая секрет того безвестного мастера, пытался понять, в чём же секреты настоящего мастерства, в чём суть истинной красоты. Сёмке показалось, что он на момент как бы слился душой с неизвестным зодчим. Испытывая радость и волнение, он захотел допеть задуманную песню: «…умеешь радовать – радуй». Жизнь у Сёмки обрела смысл. Каждый день он ходил к талицкой церкви. Он обратился к властям, чтобы разрешили ему самому отремонтировать церковь. Специалисты ответили, что нет смысла восстанавливать её, так как это не 12-ый, а 17-ый век, более поздняя копия. Но Сёмка продолжал упорствовать: «Но красота-то какая!». На этом попытки добиться реставрации иссякли. Сёмка от боли и бессилия замолчал, не мог смотреть на эту гибнущую красоту. А ведь он был Мастер, «непревзойденный столяр». Этот рассказ о той красоте, которая не только глаз, но и душу радовала. Истинная красота была доступна всем и всем понятна. Когда исчезает красота и творчество, это как гибель. Без творчества и любви к своему делу человек не может совершенствоваться.

Читая эти рассказы, размышляешь, как сделать жизнь достойной. Главное в жизни, я думаю – это понимать людей и самого себя, верить в добро и в себя, становиться лучше.

Рассказ «Рыжий» - очень личный. Случай из жизни самого Шукшина. Случай, который описывает автор с высоты прожитых лет, собственного жизненного опыта. В этом рассказе главный герой рыжий – человек особенный, неординарный. Шукшин любит таких необычных людей, увлечённых, ищущих. Почему водитель не оставляет просто так случившееся на дороге? Почему он наносит ответный удар? Я понимаю, что автор хочет сказать, что хамству нужно давать бой, нельзя спокойно относиться к грубости и нахальству. Вот почему автору нравятся рыжие и такие люди, как рыжий. Его не сразу сшибёшь, он твёрд характером и силён духом. Вместе с Шукшиным «мы решили – жить надо серьёзно, надо глубоко и по-настоящему жить серьёзно!»

Я понимаю, почему В.М.Шукшин возвращается к детским воспоминаниям. Детское восприятие жизни наивное и светлое, но точное и правдивое. Он хочет найти там, в детстве, ответы на то, что тревожит его сейчас. Я вместе с автором чувствую то резкую обиду, то щемящее чувство вины, то горькое разочарование. Я также испытываю приятную нежность, когда автор говорит о матери. Я понимаю, что хорошо, а что плохо. Гениальность В.М.Шукшина в том, что я сам это понял, читая его рассказы. Рассказы Василия Макаровича – короткие по объёму, но ёмкие по содержанию. Я прихожу к мысли о том, что это притчи, только о современной жизни и о том, что в ней хорошо, а что недопустимо. Писатель говорил о людях и о их жизни правду. Он делился тем, что жжёт душу. В героях Шукшина так много доброты, искренности, детскости, что задаёшь себе вопрос: «А может так и стоит жить?»

TEXT.RU - 74.72%

Новые материалы раздела: