Граф Пьер Безухов является не менее важной фигурой романа, чем Андрей Болконский и Наташа Ростова.

Встреча с Пьером происходит в салоне Шерер. Толстой описывает Безухова, внебрачного сына графа, в виде неуклюжего молодого человека, толстого, выше обыкновенного роста. Пьер Безухов по натуре своей является добрым и отзывчивым человеком, которого считает своим другом не слишком дружелюбный князь Болконский.

Пьер человек не волевой, им движут исключительно эмоции. Он достаточно умен, обладает к тому же философским складом ума, к которому присоединяется рассеянность, слабоволие, безынициативность и свободомыслие, навеянное французской модой. Таков он в первой части романа. Но как же он впоследствии изменился!

Толстой изображает Пьера человеком, непрестанно ищущим смысл своей жизни и верящим в свое особое предназначение.

Пьер постоянно ошибается в выборе близкого окружения. Он кутит вместе с Анатолем Курагиным. В супруги он выбирает себе безнравственную женщину Элен Курагину, сестру своего товарища. Она прекрасна внешне, но у нее уродливая, алчная и подлая душа. Эта женщина с легкостью и вероломством изменяет своему супругу, приводя его своим поступком к дуэли.

Вскоре Безухов начинает разделять взгляды вольных каменщиков – масонов, погружаясь с головой в их религию. Однако в скорости он разочаровывается в этом увлечении, так как вхожая в масонскую ложу знать его республиканской мечты не признает, их интересуют лишь связи.

Пьер решает принять участие в войне, он желает быть полезным обществу. Но по воле случая Пьер оказывается во французском плену, с которого начинается новый этап его жизни – глубинное осмысление самого себя, поиск полной духовной свободы. На его взгляды повлияла встреча со старым солдатом Платоном Каратаевым, который преподнес в своих словах Безухову простую мудрость, раскрывающую все грани человеческой жизни. Приобретенные в плену новые взгляды полностью изменили мировоззрение Безухова. Счастье, оказывается, лежит на самой поверхности, тогда как он пытался искать его, зарывшись глубоко в масонские знания, решившись на женитьбу на Элен Курагиной. Для Пьера счастье предстает в единении с простым народом. Он желает иметь не только физическую свободу, но еще и духовную, ни от кого не завися и не слушая чьи-либо указания.

Пьер Безухов настолько беспредельно счастлив, что с легкостью готов простить всех тех людей, которые принесли в его жизнь душевные страдания. Лев Толстой очень точно передает картину духовного перерождения своего героя. И пусть в плену Безухов пробыл очень мало времени, эти дни оказались главным толчком к коренным преобразованиям в личности этого главного героя.

Пьер в конце романа за свои поиски и страдания награжден любящей женой в лице Наташи Ростовой и детьми. Он погружен в состояние мирной семейной идиллии, к которой так стремился прежде.

Пьер близок по духу к декабристам, которых волнует жизнь простого народа, им ненавистен царский режим и все, что с ним связано. В эпилоге Толстой показывает, что Пьер вступает в тайное общество. Пьер резко высказывается в беседе с Николаем Ростовым по поводу политической обстановки в государстве, демонстрируя убеждения, близкие к декабристским. Но автор решает не показывать читателю государственной деятельности Пьера, оставляя его в тихом семейном кругу.

Text.ru - 95.42%