М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Проблема: Как равнодушие проявляется в страхе сказать правду?
В образе Понтия Пилата показано нравственное бессилие: он чувствует, что Иешуа невиновен, но из страха перед вышестоящей властью равнодушно отправляет его на смерть.
Вывод: равнодушие — это слабость, маскируемая под благоразумие. Оно способно погубить невиновного и оставить бессмертный след в совести.
А.И. Куприн «Гранатовый браслет»
Проблема: Почему равнодушие к чувствам другого человека может причинить боль?
Герой любит Веру долгие годы, но она не принимает его чувства всерьёз. Её равнодушие становится последней каплей, толкающей его на самоубийство.
Вывод: безучастность к внутреннему миру другого человека может оказаться разрушительной. Равнодушие — форма жестокости.
А.П. Чехов «Ионыч»
Проблема: Как равнодушие способно изменить человека?
Доктор Старцев со временем теряет живой интерес к жизни, к людям. Его равнодушие к окружающим перерастает в черствость и одиночество.
Вывод: равнодушие разрушает личность. Оно делает человека холодным, неспособным к любви, состраданию и счастью.
В. Распутин «Уроки французского»
Проблема: Чем отличается равнодушие от подлинного участия?
Учительница, вопреки запретам, помогает мальчику, чтобы тот не умер от голода. Она проявляет участие там, где все остальные равнодушны.
Вывод: равнодушие — не норма, а выбор. И всегда есть другой выбор — быть человеком, даже в трудных условиях.
А.И. Солженицын «Матренин двор»
Проблема: Почему равнодушие к добру обесценивает его?
Матрёна всю жизнь помогает другим, но после её смерти соседи равнодушно делят её дом, не вспоминая о её доброте, а напротив укоряя её в том, что не накопила ничего особенного.
Вывод: равнодушие убивает память о настоящих ценностях. Оно делает общество неблагодарным и бесчеловечным.