1. С. Каледин «Смиренное кладбище»
Повествование переносит нас в мир могильщиков, работающих на кладбище. Главный герой Лёшка Воробей – лучший из могильщиков, виртуоз в своём деле. Его жизнь среди друзей-собутыльников, товарищей по профессии, «коллег», наполнена грязью, пьянством, постоянными драками. Система жизненных ценностей героя искажена образом жизни, средой. В этом мире принято наживаться на горе людей, здесь всё подчинено законам волчьей стаи. Здесь обесценена и жизнь, и смерть, перевернуты все нравственные понятия. Зло, которое совершают могильщики, даже не мотивировано. Это может быть «шутка», вроде той, которую Лёшка Воробей сыграл с собакой, засадив её в печь и хохоча, когда подпаленный пес заходился от воя. Они способны за деньги подхоранивать в заброшенные могилы, кощунствуют, святотатствуют: старый фронтовик, пьяница Кутя обряжает в венки с могил приблудных собак. Нравственные нормы здесь исковерканы.
2. Л. Габышев «Одлян, или Воздух свободы»
В центре повествования зеки-малолетки, попавшие в тюрьму и прошедшие все круги ада на зоне, где нет места человеческим законам и ценностям. Та грязь, жестокость, которые царят здесь, поощряются начальством колонии. Нравственность здесь никому не нужна.
3. В. Астафьев «Людочка»
Главная героиня выросла в умирающей деревеньке в обстановке пьянства, жестокости и безнравственности. Но Людмила удивительно сохраняет в себе нравственные ценности, старается быть честной, трудолюбивой, внимательной и доброй. Помогает Гавриловне, держит в рамках благопристойного поведения своего «жениха» Артёмку-мыло. Став жертвой грубого насилия, в обстановке всеобщего безразличия, Людочка кончает жизнь самоубийством.
4. Е. Габова «Не пускайте рыжую на озеро»
Учащиеся одного класса не любят свою рыжую одноклассницу. Она им не нравится всем. Начиная с цвета волос, заканчивая бедственным положением в её нищей семье, где много детей, а мать работает одна. Собираясь в поход на озеро, ребята решают её не брать, потому что она заплывает на середину озера и поёт, чем распугивает рыбу. Поступив жестоко (за минуту до отплытия один самый дерзкий юноша выбрасывает её сумку на пристань), они забывают о её существовании на годы. Герой-повествователь встречает рыжую спустя несколько лет в качестве солистки оперного театра… И понимает, что рыжим был весь класс, а одноклассница – золотой.
5. А.А. Вознесенский «Ров»
В своей поэме поэт поднимает проблему бездуховности. Чёрные копатели разрывают братские могилы расстрелянных в войну мирных советских жителей. Добывая золотые коронки, кольца, цепочки, эти люди не брезгуют наживаться таким грязным способом. В поэме возникает образ вселенской алчи, пожирающий всё человеческое.
Читаемое в разделе:
- Проблема взаимоотношения отцов и детей. Аргументы к сочинению ЕГЭ
- Проблема роли человеческой памяти. Аргументы к сочинению ЕГЭ
- Проблема влияния природы на человека. Аргументы к сочинению ЕГЭ
- Проблема воздействия музыки на человека. Аргументы к сочинению ЕГЭ
- Проблема влияния учителя на воспитание ученика. Аргументы к сочинению ЕГЭ
- Аргументы по теме «Дружба и вражда». К итоговому сочинению
- Проблема выбора профессии. Аргументы к сочинению ЕГЭ
Ранее опубликованные в разделе:
- Проблема влияния учителя на воспитание ученика. Аргументы к сочинению ЕГЭ
- Проблема разрушающего влияния денег. Аргументы к сочинению ЕГЭ
- Проблема влияния природы на человека. Аргументы к сочинению ЕГЭ
- Аргументы по теме «Дружба и вражда». К итоговому сочинению
- Аргументы по теме «Опыт и ошибки». К итоговому сочинению
- Аргументы по теме «Победа и поражение». К итоговому сочинению
Новые материалы раздела:
- Проблема времени в литературе. Аргументы к сочинению ЕГЭ
- Проблема роли человеческой памяти. Аргументы к сочинению ЕГЭ
- Проблема бездуховности современного общества. Аргументы к сочинению ЕГЭ
- Проблема взаимоотношения человека и власти. Аргументы к сочинению ЕГЭ
- Проблема взаимоотношения отцов и детей. Аргументы к сочинению ЕГЭ