Хочу сразу возразить: конфликта между отцами и детьми избежать можно. Это моё твёрдое убеждение. Всё зависит от того, насколько тесными и доброжелательными являются отношения между поколениями, стоящими на стыке времён. Поколения – это неразрывная цепь. Если хотя бы одно звено выпадет – порвётся связь поколений.

Каждое последующее поколение является шагом вперёд. Так было всегда. В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» молодое поколение представлено Евгением Базаровым, который считает себя нигилистом. Я подчёркиваю: считает. Евгений происходит из небогатой семьи обедневшей дворянки и лекаря, который получил дворянство за многолетнюю службу. Поступив в Петербургский университет, молодой человек живёт исключительно за свой счёт, сам зарабатывая деньги. Принципиально не берёт денег у своих родителей. Проживая в столице, трудно избежать искушений, поэтому Базаров избирает модную в это время теорию нигилизма, которая позволяет относиться ко всему с пренебрежением, не зацикливаться на бедности, не считать себя ущербным. Благодаря этому он становится популярным в студенческой среде. Знакомится с Аркадием Кирсановым, который под влиянием сильной личности тоже примыкает к нигилизму. Кстати, «ученикам» Базарова считают себя и сын купца Ситников, и помещица Кукшина. (Автор изображает их в романе ущербными и карикатурными образами). Аркадий, в отличие от Базарова, на самом деле нигилистом не является. Как показывает развитие сюжета, он полностью повторяет судьбу своего отца: рано влюбляется, сразу же женится, становится рядовым помещиком, помощником своему отцу. Вспоминая этот роман все говорят о конфликте поколений, я хочу развеять подобную точку зрения. Здесь показан конфликт Кирсанова Павла Петровича и Базарова Евгения Васильевича, а они родственниками не являются. Аркадий любит своего и отца, и дядю. Базаров души не чает в своих родителях. Как заботится он об их спокойствии, а перед смертью выполняет все их просьбы, даже разрешает провести обряд соборования, хотя категорически не верит в Бога. Вот и получается, что конфликт, описанный в романе, вовсе не возрастной, а сословный.

Изменения в политическом строе, масштабные события, потрясающие устои мира, всегда меняют мировоззрение людей. Такие события показаны во многих произведениях, однако не всегда подобное свершается шумно, грандиозно. В пьесе А.Н. Островского «Гроза» изменения в устоях происходят, на первый взгляд, тихо, без потрясений. Молодая жена Тихона Кабанова выглядит спокойной и послушной. Однако, когда свекровь начинает нападать на сына, Катерина возражает. В её словах нет никакого оскорбления, обращаясь к свекрови, она говорит «ты» и сравнивает её с матерью. Но Кабаниха принимает подобные слова как покушение на святость устоев. Ей кажется, что в смелости невестки слышится неповиновение, свобода. Катерина не хочет мириться с политикой ханжества и лицемерия, она не признаёт двойных стандартов. Её вера в Бога чиста и искренна, не для посторонних глаз. Но никто в этом «тёмном царстве» не верит в решимость девушки. А терпеть издевательства свекрови она больше не может и не хочет. Свой протест сложившемуся укладу она выражает самоубийством. Она не смирилась, не покорилась, а взбунтовалась, и её смерть является доказательством, что так жить нельзя. В тот момент, когда Тихон – забитый, слабовольный сын кабанихи – произносит свой протест матери, становится понятно, что конфликт между поколениями неизбежен.

Идут года, поколения сменяют друг друга. Но по-прежнему приход всего нового кажется старшему поколению угрозой, а молодёжь считает, что всё старое подлежит уничтожению. Однако повторяю: так бывает не всегда. Лишь тогда, когда старшее поколение заскорузло в рутине и уверено в непоколебимости своих устоев, необходим конфликт, чтобы не было остановки в ходе истории, чтобы прогресс шёл вперёд и непременно к лучшему.

Text.ru - 100.00%