Существует пословица: «Чужая душа – потемки». Что это означает на самом деле? Тонкая человеческая структура, называемая душой, есть, величайшая тайна в мире. И поэты, и писатели, и психологи бьются веками над этим вопросом. Не каждый человек может сам оценить свое внутреннее состояние, как часто мы находимся в душевном тупике, не понимая, какое решение правильное, как поступить в том или ином случае? Что же тогда говорить о понимании души другого человека, даже родного, близкого, любимого? Однако если мы хотим жить мирно, в атмосфере дружбы и любви, то мы обязаны стараться понять душу другого человека. Поэтому на вопрос темы я однозначно отвечаю, понимание души другого человека крайне необходимо.

Наиболее полно раскрывается этот вопрос в пьесе Максима Горького «На дне». Герои этой пьесы – люди, потерявшие все. Они ненавидят друг друга, не пытаются понять друг друга и не собираются помогать ни себе, ни соседям. Всё меняется, когда в ночлежке появляется Лука. Лука – человек пожилой, ему шестьдесят лет. В прошлом он был судим, сейчас он много ходит по России, называет себя «странником». Жизнь научила старика быть внимательным и добрым по отношению к окружающим, поэтому с момента появления в ночлежке он сразу заявляет, что для него все равны: «Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха, все – черненькие, все – прыгают...» Но он не беззубый человек, когда барон нападает на Настю, Лука ругает его, требуя, чтобы тот уважал девушку. Именно с появления Луки обитатели ночлежки начинают прислушиваться друг к другу, начинают делиться своим прошлым. Особенно бережно Лука относится к Анне, понимая, что женщине осталось немного он ведёт с ней душещипательные беседы, сочувствует, жалеет. Именно в этом нуждается умирающий человек. Лука находит подход к Актёру, советует ему лечиться от пьянства. В его обращении к Актёру звучат не только уважительные ноты, но и сочувствующие. Он произносит очень важные слова: «Человек – все может... лишь бы захотел...» И актёр, и Анна давно не слышали добрых слов, их души начинают раскрываться, поворачиваться к Луке лицом. Актёр вспоминает свою сценическую фамилию Сверчков–Задунайский, начинает копить деньги на дорогу в лечебницу. Прислушивается к Луке и Васька Пепел. Пытаясь вырваться из прочного круга бестолковой жизни вора, он задумывается всерьез о переезде в Сибирь, уговаривает уехать туда полюбившуюся ему девушку Наташу. Для каждого человека Лука находит доброе слово, потому что он понимает душу каждого человека, ни для кого не жалеет времени.

Горького обвиняют в том, что его Лука на самом деле «лукавый», он словно искушает обитателей ночлежки, указывая путь выхода из ситуации, но не давая точных рецептов исцеления. Говорят, что его правда есть ложь. Однако Сатин в последнем своём монологе заступается за Луку и говорит, что старик всех понимал. Правда Сатина жёсткая, не дающая надежды. А без надежды жить невозможно. В его словах звучит призыв к любви к абстрактному человеку. Лука же любил конкретно каждого, потому что был тонким психологом и понимал души окружающих людей, и нельзя обвинять его в том, что все сложилось плохо. Он указал путь, а идти по нему должны были сами люди, но они не смогли.

Подводя итог, хочу сказать, что понимать душу другого человека необходимо, надо пытаться почувствовать боль и муку дорогого тебе человека и разделить её, тогда и ему, и тебе станет легче.

Text.ru - 89.20%