Футуризм – это одно из течений авангардизма. Это смелое, бунтарское направление, представители которого отрицали всё традиционное искусство, всё прошлое, отказывались от культурного наследия предков, разрушали все устоявшиеся правила. Их отличали оригинальность, новаторство, резкость.

Зародился футуризм в Италии в 1909 году.

Особенности футуризма

Смелость, дерзость, бунтарство, вызов обществу.
Желание создать что-то действительно новое, необычное, то, что будет устремлено в будущее.
Отказ от искусства прошлого, отрицание культуры и её наследия.
Отказ от каких-либо правил, полная свобода творчества и воплощения своих идей.
В основе – урбанистика, техника города.
Стремление экспериментировать в самой форме стихосложения, не использовать традиционные методы, отказ от рифм, появление неологизмов, призывов, лозунгов (язык плакатов).
Стремление найти свой собственный язык, форму речи.
Отказ от правил и морали буржуазии.
Эпатаж, шок как средства воздействия на публику.
Главным героем в произведениях футуризма становится городской житель, это обосновывалось тем, что в городе жизнь идёт быстрее, активнее, динамичнее, и личность там созревает такая же.

История возникновения футуристического направления в России

- Футуризм, зародившийся в Италии, быстро нашёл отклик в сердцах русских поэтов. «Манифест футуризма», написанный Ф. Маринетти, провозгласил основные принципы данного направления: смелость, дерзость, бунт.

- Первыми русскими футуристами являлись художники братья Бурлюки.

- В нашей стране таким призывом стала «Пощёчина общественному вкусу», одним из авторов которой был Владимир Маяковский.

- С этого и началось активное распространение футуризма по стране и формирование различных групп и организаций, посвящённых ему, например, «Гилея», «Ассоциация эгофутуристов», «Мезонин поэзии».

- Русский футуризм имеет свои особенности и отличия от европейского. Ему несвойственна явная агрессия европейцев, и произведения авторов-футуристов являются подтверждением этому. Например, у «Войны и мира» Маяковского антивоенная тематика. Для русского футуризма характерна своя особая поэтика, форма слова, эмоциональная составляющая, культура. Несмотря на стремление оторваться от прошлого, у футуризма в России всё равно есть своя уникальность, свойственная только русским поэтам.

Основные течения и группы футуризма в России

Русский футуризм подразделялся на несколько организаций:

  1. Кубофутуризм (здесь участвовали члены «Гилеи») – Владимир Маяковский, Давид Бурлюк.
  2. Эгофутуристы Санкт-Петербурга – Игорь Северянин, Иван Игнатьев.
  3. «Мезонин поэзии» – футуристическое объединение в Москве – Вадим Шершеневич, Лев Зак.
  4. Группа «Центрифуга» – Борис Пастернак, Сергей Бобров, Николай Асеев.

«Гилея» – кубофутуризм

Представители: Д. Бурлюк, В. Маяковский, В. Хлебников и другие.

Это была самая популярная и влиятельная группа, участники которой считались первыми футуристами в России. Именно они стали авторами манифеста «Пощёчина общественному вкусу» и дали толчок к развитию данного направления. Они призывали отказаться от искусства прошлого, призывали бросить читать Пушкина, Толстого, Достоевского и т.д., чтобы на их месте воздвигнуть своё творчество.

Их философия заключалась в том, чтобы принципы кубизма в живописи спроецировать на литературу: как в живописи, трёхмерный объект следует разделить на части, но потом снова сложить воедино, показать какие-либо качества или свойства, изначально невидимые, но раскрываемые при детальном рассмотрении.

Они выступали против классических форм поэзии, грамматики, рифм и придумывали свои собственные формы.

«Ассоциация эгофутуристов»

Представители: И. Северянин, И. Игнатьев и др.

Игорь Северянин стал первым, кто себя назвал эгофутуристом, что в переводе означат «Я-будущее». Он сам основал эту ассоциацию в 1911 году, куда помимо него самого вошли Г. Иванов, К. Олимпов, Грааль-Апрельский.

Главной идеей эгофутуристов заключалась в опоре на самовыражение, самоопределение, то есть, стремление прийти к своему будущему «я» через себя, через эгоизм. Они постоянно были в творческом поиске чего-то нового, но при этом не отвергали прошлое. Они, как и свойственно футуристам, были смелы в выражении своих мыслей, умели выстоять против старых убеждений и стереотипов, их создаваемые образы были свободны и раскованы. Самой главной истиной они признавали душу.

Игорь Северянин сам перечислил отличия своего направления:
Самоутверждение личности.
Борьба со «стереотипами» и «заставками».
Осмысленные неологизмы.
Смелые образы, эпитеты.
Ассоциация эгофутуристов просуществовала совсем недолго, однако она успела внести свой вклад в развитие футуризма.

«Мезонин поэзии»

Представители: В. Шершеневич, Л. Зак.

Главным руководителем и вдохновителем группы был поэт и издатель Шершеневич, который и поставил перед участниками основные задачи. Поэты этой организации старались стирать различия между культурной и национальной поэзией, приравнивая её к гуманистической.

В отличие от предыдущих групп, у «Мезонин поэзии» не было какой-либо конкретной идеологии, её работа строилась на культурных и деловых проблемах и интересах.

«Центрифуга»

Представители: Б. Пастернак, С. Бобров, Н. Асеев.

Уникальность «Центрифуги» заключалась в перемещении внимания со слова на интонационные и ритмические структуры по мере развития произведения. В своих работах участники умели сочетать и элементы футуризма, и традиционные литературные элементы.

Данная группа существовала с 1913 до 1922 года.

Text.ru - 100.00%