Общая структура романа
Роман состоит из нескольких повестей, объединённых личностью главного героя — Григория Александровича Печорина, молодого офицера. События подаются не в хронологическом порядке, а через рассказы разных людей: сначала — путешественника и штабс-капитана Максима Максимыча, что даёт нам впечатление извне, затем — самого Печорина через его дневник, то есть психоанализ внутреннего состояния. На этом основан контраст, нестыковка впечатлений.
Предисловие
I. «Бэла»
Повесть «Бэла» рассказывается от лица штабс-капитана Максима Максимыча, который служил вместе с Печориным на Кавказе. Печорин, приезжая на службу в крепость, увлекается красавицей-грузинкой Бэлой. С помощью племянника местного князя — Азамата — он похищает девушку, обменяв ей на любимого коня. Всё это делает Печорин с подачи Максима Максимыча.
Бэла, сначала отвергавшая Печорина, влюбляется в него. Однако после недолгого увлечения герой теряет интерес к ней. Печорина начинает тяготить её присутствие. Однажды Казбич (горец, у которого Печорин руками Азамата – родного брата Бэлы) отнял коня) проникает в крепость и смертельно ранит Бэлу. Она вскоре умирает. Печорин не проявляет глубокого горя — он устал от всего, включая собственные чувства.
II. «Максим Максимыч»
Через пару дней рассказчик встречает старого Максимыча в Пятигорске. Случайно они сталкиваются с Печориным. Старый офицер радуется встрече, но Печорин сдержан, холоден и быстро уходит. Он тщательно скрывает своё истинное состояние. Так как не хочет бередить свои раны. Максим Максимыч расстроен — он вспоминал молодого офицера с теплом, а Печорин показался ему равнодушным. После этого он швыряет в дорожную пыль записки Печорина, которые впоследствии рассказчик использует во второй части. Это подчеркивает его отчуждённость от людей и неспособность к настоящей привязанности.
Рассказчик получает от Максима Максимыча дневник Печорина, который и становится основой следующих повестей.
Предисловие к Журналу Печорина
III. «Тамань»
Печорин вспоминает эпизод, когда он останавливался в приморском городишке Тамань. Он знакомится с таинственной девушкой, названной им Ундина, и её спутником родственником, по видимости, слепым подростком. Печорин не сразу понимает, что они связаны с контрабандой. Он вмешивается в их дело, пытается узнать правду, но его обманом выманивают из дома и даже пытаются утопить. Однако он спасается и уезжает. Но прежде становится свидетелем сцены, где сильный и бесстрашный Янко – контрабандист - обрекает на голодную смерть старуху и слепого мальчика, швыряя на прибрежную гальку пятак (это слепому-то мальчику). Повесть полна символов: слепота — как метафора духовной тьмы, а сама Тамань — опасное, обманчивое место. В финале первого повествования мы слышим суровый упрёк самому себе, где Печорин обвиняет себя в том, что невольно разрушил «мирный круг честных контрабандистов».
IV. «Княжна Мэри»
Одна из самых объемных и психологически насыщенных повестей. Действие разворачивается в Пятигорске, где Печорин знакомится с молодой княжной Мэри Лиговской и её матерью. Он также сталкивается с Грушницким, офицером, пытающимся произвести впечатление на княжну. Грушницкий мечтает о славе и постоянно пытается позировать, представляя себя героем, но в душе — поверхностен и завистлив.
Печорин решает увлечь Мэри без любви — об этом просит его Вера, которую он давно и сильно любит. Однако она второй раз выходит замуж, не дождавшись предложения от Печорина. Вера — единственная, кто действительно понимает Печорина.
Отношения между Печориным и Грушницким обостряются. Грушницкий, охваченный ревностью и злостью, по сговору с представителями «водяного общества», где верховодит драгунский капитан, соглашается на дуэль. Дуэль организована с нарушением кодекса чести: пистолет Печорина должен быть разряжен. Однако он разоблачает обман, убивает Грушницкого, а затем уезжает. Вера прощается с ним письмом. После получения письма Печорин мчится за Верой и, загнав до смерти коня, падает в поле на траву и рыдает. Это момент, где раскрывается истинная душа Печорина. Княжна Мэри унижена — Печорин признаётся ей, что никогда её не любил, так как об этом его просила Вера в своём прощальном письме.
V. «Фаталист»
Последняя повесть — философская. Офицеры спорят о предопределённости судьбы. Один из них, Вулич, утверждает, что «человеку не уйти от рока». Он играет в «русскую рулетку» — и выживает. Однако вскоре его убивает казак, сошедший с ума. Печорин говорит, что видит на лице Вулича печать смерти, а после убийства несчастного офицера убеждается в собственной правоте. Печорин решается сам бросить вызов смерти и, рассчитав всё, задерживает убийцу. Все офицеры поздравляют его с победой, так как пуля сорвала с его головы фуражку.
Повествование снова акцентирует тему рока, судьбы и свободы воли. Печорин утверждает, что человек может сам творить свою судьбу, но при этом сам действует импульсивно, иногда разрушая жизни других.
Образ Печорина
Во всех повестях Печорин предстает сложным, противоречивым героем. Он умен, обаятелен, смел, но вместе с тем — хладнокровен, циничен, равнодушен. Он утомлён жизнью, не находит счастья ни в любви, ни в дружбе, ни в славе. Его поступки — отражение внутренней пустоты и скепсиса.
Вывод
«Герой нашего времени» — это не просто роман о судьбе одного человека, а социально-философское произведение. Через фигуру Печорина Лермонтов показывает болезнь времени: духовный кризис, одиночество, потерю смысла. Это первый в русской литературе роман, где герой не идеализирован, а препарирован психологически. Композиционная разорванность отражает внутреннюю раздробленность самого Печорина и эпохи в целом.