Цель урока:
Осмыслить основной конфликт в повести, понять суть взаимоотношений Германна с героями повести, выявить причины его поступков; совершенствовать навыки внимательного чтения, умение анализировать произведение, отбирать главные эпизоды.
Ход урока.
Повесть «Пиковая дама» написана Пушкиным в 1833 году, впервые опубликована в 1834 году.
I этап – беседа по содержанию.
- Как вы понимаете смысл названия повести? (Пиковая дама – тайная недоброжелательность или попросту зло.)
- К кому относится данное название повести? (Обращение к эпиграфу.) Предположительно, к графине-бабушке Томского.
- Была ли старуха зла? Как описывает её Томский?
- 60 лет назад в Париже она слыла «Московскою Венерой», Решелье чуть было не застрелился из-за её жестокости, муж её боялся.
- О чем свидетельствует эта деталь?
- Как расценить поступок бабушки Томского по отношению к проигравшемуся Чаплицкому?
- Как графиня относится к домашним, к Лизе?
- «...Конечно не имела злой души, но была своенравна», избалованная светом, скупа, эгоистична, отыгрывалась на Лизоньке, за все промахи остальных: «...получала выговоры за лишний расход сахара», «отвечала за погоду и за мостовую».
- Почему графиня открыла тайну Чаплицкому, но не открыла её Германну?
- Разница в проблемах героев: Чаплицкому деньги нужны были для того, чтобы вернуть карточный долг, что затрагивало проблему его чести – дворянской чести. Старухе были знакомы эти проблемы, она сама была в таком положении.
- Для чего нужны деньги Германну?
- хорошо жить?
- заняться интересным делом?
- осчастливить кого-либо?
- он хотел просто разбогатеть
- Какой человек Германн? Плохой или хороший? («Германн был сыном обрусевшего немца, оставившего ему маленький капитал».)
- О каких качествах характера свидетельствует его происхождение? (бережливость, расчетливость: «Германн не касался и процентов, жил одним жалованием, не позволял себе малейшей прихоти».)
- О каких качествах говорит он сам о себе в словах: «Игра занимает меня сильно…но я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее».
- Так зачем же Германну деньги?
Пушкин говорит дважды: «Покой и независимость» его цель. - Можно ли сказать, что жизнь Германна неспокойна?
Пушкин пишет: «Он был честолюбив». Что это означает? - сильные страсти
- огненное воображение
- О чем говорит сон Германна ? («Загребал к себе золото и клал ассигнации в карман»).
- Рассчет, умеренность, трудолюбие – вот три карты Германна.
Он неспокоен, потому что зависим. - От кого же зависит Германн? (от своего честолюбия).
- Он вращается в кругу «золотой молодежи», Петербург – город власти может дать ему всё, если бы у него были деньги. Но он не хочет рисковать.
- На что готов пойти Германн, чтобы получить эти заветные три карты?
- Сделаться любовником?…87-летней старухи?
- Как эта «жертва» характеризует Германна? (непорядочность, неразборчивость в выборе средств)
- А обольщение Лизоньки?
- Тоже, несмотря на разницу в возрасте, он действует обманом, коварно; потому что обольщает Лизу, не пытаясь даже потратить свои душевные запасы (Любовные письма списаны из немецкого романа).
- Перечислите аргументы, которые приводит он в доказательство необходимости знать ему три карты:
- Составить счастье моей жизни…
- Я не мот, я знаю цену деньгам…
- Я, дети мои, внуки, правнуки благословят вашу память…
- Я готов взять ваш грех на свою душу…
- Я ж заставляю тебя отвечать…
- Почему умерла старуха?
- О чем свидетельствует эпиграф к четвертой главе: «Человек, у которого нет никаких нравственных правил и ничего святого!»?
- Как вы понимаете эти слова?
- К кому относится этот эпиграф? (к Германну)
- Почему Пушкин дает такую характеристику Германну только в 4 главе?
- Какие чувства испытывает герой после случившегося?
- Что означают слова Томского о Германне: «…лицо истинно романтическое: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля…на его совести…три злодейства»?
- Три карты - три качества - три злодейства - (расчет, умеренность и трудолюбие)
- Кто такой Наполеон?
- Кто – Мефистофель?
(Можно дать задание предварительно подготовить краткие сообщения)
«...Он не чувствовал угрызения совести….ужасало – невозвратимая потеря тайны…» «Удивительно напоминает портрет Наполеона...» - Мефистофель + Наполеон = Мистика
- Что означает видение Германна в монастырской церкви при отпевании старухи: «…насмешливо взглянула на него, прищуривая одним глазом…»?
- Почему Германн записал свое видение?
- Какие эмоции пережил Германн после прихода «привидения-старухи»?
- Почему Германн проиграл?
II этап - работа с концептуальной схемой
В заключение урока учащиеся получают домашнее задание: дать письменный ответ на вопрос: «Почему Германн сошел с ума?»
Читаемое в разделе:
- Урок-суд над Раскольниковым (по роману «Преступление и наказание»)
- Урок: Религиозная символика в романе «Преступление и наказание»
- Урок по теме: Анализ рассказа Бунина «Господин из Сан-Франциско»
- Урок по роману Шолохова «Тихий Дон»
- Урок по теме: рассказы В.Тендрякова «Пара гнедых», «Хлеб для собаки»
- Урок – дискуссия по теме: Коллективизация в отечественной литературе ХХ века
- Урок по литературе: Бродский И.А. - «Зимним вечером на сеновале»
Ранее опубликованные в разделе:
- Образ революции и гражданской войны в литературе 20-х годов
- Урок по теме: «Рассказ о семи повешенных» Л. Андреева
- Урок-суд над Раскольниковым (по роману «Преступление и наказание»)
- Урок по роману Шолохова «Тихий Дон»
- Урок – дискуссия по теме: Коллективизация в отечественной литературе ХХ века
- Урок по теме: рассказы В.Тендрякова «Пара гнедых», «Хлеб для собаки»