Цель урока:

Осмыслить основной конфликт в повести, понять суть взаимоотношений Германна с героями повести, выявить причины его поступков; совершенствовать навыки внимательного чтения, умение анализировать произведение, отбирать главные эпизоды.

Ход урока.

Повесть «Пиковая дама» написана Пушкиным в 1833 году, впервые опубликована в 1834 году.

I этап – беседа по содержанию.

    1. Как вы понимаете смысл названия повести? (Пиковая дама – тайная недоброжелательность или попросту зло.)
    2. К кому относится данное название повести? (Обращение к эпиграфу.) Предположительно, к графине-бабушке Томского.
    3. Была ли старуха зла? Как описывает её Томский?
      • 60 лет назад в Париже она слыла «Московскою Венерой», Решелье чуть было не застрелился из-за её жестокости, муж её боялся.
    4. О чем свидетельствует эта деталь?
    5. Как расценить поступок бабушки Томского по отношению к проигравшемуся Чаплицкому?
    6. Как  графиня относится к домашним, к Лизе?
      • «...Конечно не имела злой души, но была своенравна», избалованная светом, скупа, эгоистична, отыгрывалась на Лизоньке, за все промахи остальных: «...получала выговоры за лишний расход сахара», «отвечала за погоду и за мостовую».
    7. Почему графиня открыла тайну Чаплицкому, но не открыла её Германну?
      • Разница в проблемах героев: Чаплицкому деньги нужны были для того, чтобы вернуть карточный долг, что затрагивало проблему его чести – дворянской чести. Старухе были знакомы эти проблемы, она сама была в таком положении.
    8. Для чего нужны деньги Германну?
      • хорошо жить?
      • заняться интересным делом?
      • осчастливить кого-либо?
      • он хотел просто разбогатеть
    9. Какой человек Германн? Плохой или хороший? («Германн  был сыном обрусевшего немца, оставившего ему маленький капитал».)
    10. О каких качествах характера свидетельствует его происхождение? (бережливость, расчетливость: «Германн  не касался и процентов, жил одним жалованием, не позволял себе малейшей прихоти».)
    11. О каких качествах говорит он сам о себе в словах: «Игра занимает меня сильно…но я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее».
    12. Так зачем же Германну деньги?
      Пушкин говорит дважды: «Покой и независимость» его цель.
    13. Можно ли сказать, что жизнь Германна неспокойна?
      Пушкин пишет: «Он был честолюбив». Что это означает?
      • сильные страсти
      • огненное воображение
    14. О чем говорит сон Германна ? («Загребал к себе золото и клал ассигнации в карман»).
      • Рассчет, умеренность, трудолюбие – вот три карты Германна.
        Он неспокоен, потому что зависим.
    15. От кого же зависит Германн? (от своего честолюбия).
      • Он вращается в кругу «золотой молодежи», Петербург – город власти может дать ему всё, если бы у него были деньги. Но он не хочет рисковать.
    16. На что готов пойти Германн, чтобы получить эти заветные три карты?
      • Сделаться любовником?…87-летней старухи?
    17. Как эта «жертва» характеризует Германна? (непорядочность, неразборчивость в выборе средств)
    18. А обольщение Лизоньки?
      • Тоже, несмотря на разницу в возрасте, он действует обманом, коварно; потому что обольщает Лизу, не пытаясь даже потратить свои душевные запасы (Любовные письма списаны из немецкого романа).
    19. Перечислите аргументы, которые  приводит он в доказательство необходимости знать ему три карты:
      • Составить счастье моей жизни…
      • Я не мот, я знаю цену деньгам…
      • Я, дети мои, внуки, правнуки благословят вашу память…
      • Я готов взять ваш грех на свою душу…
      • Я ж заставляю тебя отвечать…
    20. Почему умерла старуха?
    21. О чем свидетельствует эпиграф к четвертой главе: «Человек, у которого нет никаких нравственных правил и ничего святого!»?
      • Как вы понимаете эти слова?
      • К кому относится этот эпиграф? (к Германну)
      • Почему Пушкин дает такую характеристику Германну только в 4 главе?
      • Какие чувства испытывает герой после случившегося?
      • Что означают слова Томского о Германне: «…лицо истинно романтическое: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля…на его совести…три злодейства»?
      • Три карты - три качества - три злодейства - (расчет, умеренность и трудолюбие)
      • Кто такой Наполеон?
      • Кто – Мефистофель?
        (Можно дать задание предварительно подготовить краткие сообщения)
        «...Он не чувствовал угрызения совести….ужасало – невозвратимая потеря тайны…» «Удивительно напоминает портрет Наполеона...»
      • Мефистофель + Наполеон = Мистика
    22. Что означает видение Германна в монастырской церкви при отпевании старухи: «…насмешливо взглянула на него, прищуривая одним глазом…»?
      • Почему Германн записал свое видение?
      • Какие эмоции пережил Германн после прихода «привидения-старухи»?
    23. Почему Германн проиграл?

II этап - работа с концептуальной схемой

В заключение урока учащиеся получают домашнее задание: дать письменный ответ на вопрос: «Почему Германн сошел с ума