Проблема поэта и поэзии в творчестве А.С.Пушкина

... неподкупный голос мой
Был эхо русского народа.
- А.С.Пушкин.

В одном из своих стихотворений русский поэт-декабрист К.Ф.Рылеев сказал:

Нет выше ничего предназначения поэта: святая правда — долг его, предмет — полезным быть для света.

В полной мере это можно отнести к творчеству А.С.Пушкина. Вопросы о предназначении поэта и поэзии затрагивались и его предшественниками, но именно у Пушкина их разрешение получает особую философско-гражданскую окраску. Пушкин рано почувствовал в себе силу поэтического таланта. В 15 лет он писал:

И знай, мой жребий пал: Я лиру избираю.

Слова эти оказались пророческими. Александр Сергеевич был первым литератором-профессионалом, и говорил он об этом с иронией:

Не продается вдохновенье. Но можно рукопись продать.

Но полностью свое отношение к роли поэта Пушкин выразил в более поздних произведениях. В стихотворении «Пророк» (1826) он совершенно правильно говорит о том, каким должен быть поэт, говорит о призвании поэта. Прежде всего поэт, по мнению Пушкина, должен видеть все самое важное в окружающей его жизни, должен все слышать, должен обладать даром проникновенной и волнующей речи, даром глубоких переживаний, чтобы затем выполнить свое основное предназначение:

Глаголом жечь сердца людей.

К этому времени Пушкин настолько нравственно перерос светское общество, что между поэтом и этим обществом возникает конфликт, основанный на взаимном непонимании. И отсюда вытекает заметный у Пушкина мотив независимости поэтического творчества от запросов светской «черни», перед которой поэт «не клонит гордой головы». Он ясно говорит о себе и о других поэтах:

Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.

Может быть, это звучало слишком резко, но именно это хотел сказать поэт. И этот мотив повторяется много раз. Даже удивительно, что в светлом и солнечном творчестве Пушкина мотив отчужденности от светской толпы повторяется так часто! Еще ярче звучит он в стихотворении «Поэту», где, несомненно, Пушкин под словом «народ» подразумевает высший свет. Если раньше поэт говорил о том, что тщетно оживлять светскую толпу «гласом лиры», то здесь он говорит о том, что такая толпа не может быть «строгим ценителем и судьей», и поэтому творец — «сам свой высший суд».

Поздний Пушкин — художник-реалист. Переход этот отразился также и на изображении поэтом процесса художественного творчества, которое теперь является результатом простого поэтического вдохновения без участия «Апполонов», «божественных глаголов» и т.п. Этот взгляд ярко выражен в стихотворении «Осень», написанном в 1833 году. А в несколько более раннем стихотворении «Эхо» Пушкин вскрывает всю сущность поэта, говоря о том, что поэт должен, как эхо, откликаться на все важнейшие события. Непонимание общества заставляет Пушкина сказать горькие слова: «Тебе все нет отзыва... Таков и ты, поэт». Такой взгляд — основной в пушкинской лирике. Пушкин подтвержает его всем своим творчеством, темами его и звуками. И в стихотворении «Памятник» он прямо подводит итог:

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит...

Таков Пушкин, таково его понимание роли поэта и поэзии в любом обществе.

Top