Сочинение на тему: «В чем трагедия Онегина»

 

...В 26 лет так много пережить, не вкусив жизни: это смерть! В.Г.Белинский

 

Роман «Евгений Онегин» появился в 20-е годы девятнадцатого столетия, в период зарождения освободительного движения. Многие передовые люди из дворян стали остро сознавать неисправность, неустройство существующего общества. Автор романа был близко знаком со многими членами этих обществ. Как человек передовых взглядов, Пушкин в своем романе правдиво показал зарождение общественного самосознания. Говоря словами Белинского,

«Пушкин показал русское общество в один из интереснейших моментов его развития».

В лице Евгения Онегина Пушкин изобразил молодых дворян, которые не умели найти цель в жизни. Образование, ум, честность не позволяли им жить, на старших глядя, идти по проторенной отцами тропе, в них пробудилось критическое отношение к действительности. Они не принимают старого, не могут жить по законам фамусовского общества, но и не могут вступить на путь борьбы. Но Пушкин не только изобразил лишнего человека в обществе, но и первым из поэтов показал причину появления таких людей.

Что же явилось причиной трагедии Онегина? Давайте вспомним воспитание Онегина.

«Легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно».

Он не был с детства приучен к труду, у него не было потребности трудиться, «Он был наследник всех родных», все ему было преподнесено. И, вообще, как сказал замечательный критик Белинский,

«что-нибудь делать в обществе можно на основании общественных потребностей».

У Онегина же их не было. Так

«дожив без цели, без трудов до 26 годов, без службы, без жены, без дел ничем заняться не умел».

Онегин получил типичное для светского общества поверхностное образование. С детства он был далек от всего русского, национального, и всего одна строка, сказанная автором, обобщает эти две мысли: «француз убогий учил его всему шутя». И все же Онегин был довольно образованным молодым человеком в данном обществе, по крайней мере, он умел им казаться.

«Имел он счастливый талант без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка».

Но «резкий, охлажденный ум», его пытливость, самообразование выделяли Онегина среди представителей светского общества. Он был выше их по уму, развитию, взглядам. В свои восемнадцать лет Евгений очень хорошо разбирался в людях,

«хоть он людей, конечно, знал и вообще их презирал, иных он очень отличал».

Он сразу оценил Татьяну и Ольгу, и его оценку мы узнали из диалога с Ленским.

«В чертах у Ольги жизни нет. Кругла, красна лицом она, как эта глупая луна на этом глупом небосклоне, я выбрал бы другую».

Отчуждение к светскому обществу и отсутствие близких отношений с народом делали Онегина лишним человеком. Праздное времяпрепровождение, балы, театры и жизнь «разнообразна и пестра и завтра то же, что вчера», ему стали надоедать. «Русская хандра им овладела понемногу», и Онегин «вовсе охладел» к жизни пустого света.

Онегин едет в деревню… Но и в деревне «скука та же… хандра ждала его на страже». Сделав преобразование, Онегин не доводит начатое дело до конца. Вот тут-то сказывается воспитание: «труд упорный ему был тошен» - это первое, а второе – он делал это, «чтоб только время проводить», у него не было определенной цели, программы. В деревне он также не может влиться в окружающую среду. Соседи не приняли его передовых начинаний, и «все решили так, что он опаснейший чудак». Но Онегин и сам не пытался сойтись с ними, так как его не занимали их «разговоры о вине, о псарне, о своей родне». Косность, консервативность интересов, пошлость, пустота, застой – это основные черты как столичного, так и поместного дворянства. И только с Ленским, выделявшимся среди помещиков, они сошлись, хотя и были совершенно разные люди:

«волна и камень, стихи и проза, лед и пламень».

Но именно все то новое, что было в Ленском, и привлекало Онегина. В отношениях с Ленским, в их разговорах чувствуются нотки эгоизма Евгения. Он ведет себя высокомерно, снисходительно,

«он слушал Ленского с улыбкой». «Меж ними все рождало споры и к размышлению вело».

Это интересные разговоры, затрагивающие буквально все темы: и философские, и исторические, и нравственные, «судьба и жизнь в свою череду, все подвергалось их суду». Несмотря на то, что Онегин щадил Ленского, относился к нему благосклонно, тем не менее и с ним у него произошел разрыв. Причиной этому также послужил эгоизм Онегина. Превосходя свет, Онегин не может подняться выше мнения светского общества и отказаться от дуэли. Его пугает «хохотня глупцов», честь для него дороже всего – «пружина чести мой кумир». Эгоизм Онегина можно видеть не только в сценах с Ленским. Давайте пронаблюдаем поведение Онегина при встрече с Татьяной в саду. Все время он держит себя высокомерно, мораль читает нравоучительным тоном. Несмотря на присущий и здесь ему ум, бросается в глаза дума только о своем счастье, волнуется только о себе, не желает разбираться в чувствах Татьяны. Но, как заметил В.Г. Белинский,

«Онегин не холодный, не бездушный человек, он страдающий эгоист, эгоист поневоле».

Глубоко ошибается Евгений, думая, что счастье в личной свободе.

«Я думал: вольность и покой замена счастью. Боже мой! Как я ошибался, как наказан!»

В результате Онегин остается одиноким.

«Но это кто в толпе избранной стоит безмолвный и туманный, для всех он кажется чужим».

В 26 лет так много пережить, не вкусив жизни, так изнемочь, устать, ничего не сделав: это смерть! (В.Г. Белинский).

Пушкин показал своего героя со всеми его пороками, отрицательными чертами характера, но берет его под защиту, а судит светское общество. Пушкин «взял эту жизнь, как она есть…, взял ее со всем холодом, прозою и пошлостью».

Top