Проблема противостояния добра и зла – одна из важнейших в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Воланд – князь тьмы – явился на московскую землю в сопровождении свиты. Одним из ярких и незабываемых представителей этой свиты является герой, выполняющий разные функции при маге и чародее, наделённый разными именами: регент, переводчик при иностранце, рыцарь, человек с фамилией Коровьев или просто-напросто Фагот. Постоянный спутник Воланда с первых строк интригует читателя своими необычными способностями, а в процессе чтения заставляет испытывать двойственные чувства.

Фагот тщательно описан М.А. Булгаковым. Персонаж предстает очень длинным, чересчур худым человеком в клетчатом костюме, жокейской фуражке и разбитом пенсне. Лицо невозможное, усы похожи на куриные перья. Коровьев обладает волшебной силой. Он умеет материализовать предметы, перемещаться в пространстве, исцелять, считывать мысли и характеры окружающих. Фагот ведет себя как шут – часто кривляется, постоянно ёрничает, ведет себя неприлично, часто вызывающе. При этом черт-весельчак притягивает к себе внимание. Фагот-Коровьев начитан, эрудирован, а его действия тщательно спланированы и обдуманы.

Вместе с Бегемотом Коровьев «наказывает» второстепенных персонажей за их злодеяния. Именно он возникает перед Берлиозом, прежде чем тот попадает под трамвай, он является автором спектакля с фальшивыми деньгами Никанора Босого и фактически провоцирует поджог «Грибоедова». Все эти манипуляции, по сути, доказывают соседство добра и зла, тонкую грань между ними. Ведь не будь председатель так жаден, а Берлиоз честен, то не случилось бы с ними ничего подобного.

В конце истории читатель узнает истинную сущность Фагота. Это рыцарь печального образа, погруженный в свои мысли и наказанный Воландом, за неудачный каламбур. В качестве расплаты он стал шутом, в продолжение своей плохой шутки и до уплаты долга.

Но история темно-фиолетового рыцаря интересна не только на страницах романа. Одним из интригующих фактов создания книги является незавершенность линии Коровьева, тайной остаётся, за какую именно шутку поплатился рыцарь. Биографы Булгакова описывали этот момент в своих рассуждениях, но к точному выводу не пришли. Самым популярным вариантом является тот, что роман пережил семь редакций и автор в итоге забыл упомянуть саму шутку.

Имя «Фагот» не дает покоя читателям, почему же персонажа назвали в честь музыкального инструмента. И. Галинская, в книге «Шифры Михаила Булгакова», предполагает, что автор соединил 3 ключевых качества героя и объединил все в одно слово – «Фагот». Так, слово «Fagotin» с французского переводится как «Шут», а «Fagot» является частью устойчивых выражений («Безвкусно одеваться» и «Отдавать ересью»). Почитатели творчества Булгакова связывают фамилию героя Коровьев с персонажем Ф. М. Достоевского – Коровкиным – отпетым мошенником и разгильдяем из повести «Село Степанчиково…». Характеры обоих героев схожи, хотя ключевые черты различаются.

Коровьев более других героев передает читателю всю двойственность романа «Мастер и Маргарита». Своими поступками и фразами он наталкивает на размышления о добре и зле, о любви и о возможности правильного выбора.

Text.ru - 100.00%