Логотип сайта

«Мастер и Маргарита» – роман М.А. Булгакова, который уже долгие годы будоражит читателей, зрителей, режиссеров, критиков. Он поднимает темы любви, преданности, предназначения, веры, свободы. Особую атмосферу роману придает мистицизм, элементы сверхъестественного, две сюжетные линии с разницей в две тысячи лет, два финала... И важной частью, конечно же, являются персонажи – яркие, запоминающиеся. В данной статье будет рассмотрен образ главной героини произведения – Маргариты.

Предыстория

О прошлом Маргариты нам известно немного. В 19 лет вышла замуж за богатого человека, жила с ним в Москве в роскошном особняке, в сытости и достатке. Но, несмотря на внешнее благополучие, внутри она была глубоко несчастна: хоть муж относился к ней хорошо, все же искренней любви в паре не было, детей у них тоже не было, и сама она ощущала, что жизнь ее пуста. Очевидно, что спустя 10 лет такого брака (так как на момент основных событий ей 30 лет), у нее в душе уже было отчаяние, равнодушие ко всему, измотанность, одним словом – депрессия. В день, когда она встречает Мастера, она изначально думала покончить с собой. Она вышла с желтыми цветами, что символизировало ее одиночество, усталость от такой жизни, мерзость и искусственность окружающего ее мира, и это мог понять лишь тот, кто сам считал так же. Так и состоялась их встреча, переменившая все.

Также стоит отметить, что Булгаков не дает четкого описания внешности главной героини, упоминая лишь, что она очень красива и умна. Вероятно, это для того, чтобы каждый читатель смог сам представить этот образ.

Жизнь с Мастером

«Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!» Так описывает их отношения Мастер, и действительно, это страстное чувство их изменило, вдохнуло жизнь, краски, воодушевило. Они оба побывали в браке, но только сейчас узнали, что такое настоящая любовь и душевное единение. С тех пор они уже не расставались.

Маргарита приходила к нему домой, они вместе проводили время, но самое важное – она очень поддерживала любимого в его работе над романом о Понтии Пилате. Вера в человека, в его талант, способности, силы – это незаменимо для автора, погруженного в создание своего творения. Этот период их жизни действительно был счастливым, насколько это было возможно (все же, главная героиня тогда еще была замужем и, получается, что обманывала мужа). И все же, они были счастливы: в этом небольшом подвале, среди книг, у камина, царила искренняя любовь, умиротворение, взаимность. Маргариту это характеризует как женщину, способную на сильное чувство, способную всю себя посвятить дорогому человеку, она была для Мастера опорой и поддержкой. Для нее эти отношения стали не только совершенно новым этапом, но и спасением от смерти (как уже говорилось, она была готова убить себя, если бы не эта встреча).

Трудности наступили, когда в издательстве отвергли роман Мастера. И в это время Маргарита проявила свою горячую преданность: призывала его не сдаваться, не опускать руки, сходить в другие издательства. Правда, потом это обернулось еще хуже, про роман написали обличительную статью, которая окончательно разбила Мастера, а он и так уже был не в лучшем душевном состоянии. Но важно то, что она его поддерживала, верила в него и продолжала быть с ним до самого ареста. Показательна та сцена, когда она решается все рассказать мужу и навсегда вернуться к любимому. Но этот эпизод особенно тяжел, потому что утративший веру в себя Мастер сжигает роман, а на утро его забирают. Возможно, если бы Маргарита смогла остаться тогда с ним, все сложилось бы иначе, но в тот момент они оказались разделены. Тогда в ней поселилась сильная ненависть к тем, кто оказался причастен к их несчастью.

Бал Сатаны и воссоединение с Мастером

Маргарита не знает, где ее Мастер и что с ним. Но в ее сердце все также живет любовь, переживания за дорогого человека. Увидев в парке критика Латунского (автора обличительной статьи), гнев в ней вспыхивает с опасной силой (позже, в облике ведьмы эта сила проявит себя в полной мере). Когда Азазелло ей намекает, что она может что-то узнать о Мастере, она соглашается. Скорее всего, она сразу осознает, что именно ей предлагают, осознает последствия этой сделки. Она выполняет все ритуалы: пользуется кремом, становится ведьмой, проходит соответствующий обряд за городом, а после соглашается стать королевой на балу у Сатаны. Также показателен эпизод с разносом квартиры критика Латунского, там мы видим всю ярость и гнев Маргариты за то, что от его клеветы пострадал человек.

Бал – это еще одно душевное испытание для главной героини. Ей предстоит увидеть и принять всех грешников, живших когда-либо на Земле, людей, творивших за свою жизнь самые ужасные вещи. Не осудить, не отвернуться, достойно встретить каждого и никого не обделить вниманием. Она даже сочувствует Фриде, которая задушила своего ребенка платком, и просит за нее у Воланда, чтобы ей перестали приносить этот платок.

После бала она получает награду, и она и Мастер вновь оказываются вместе. Но он все равно еще тяжело болен и все пережитые события оставили глубокий отпечаток на его душе. И даже тогда Маргарита остается с ним и обещает, что поможет ему, что все будет хорошо. Все это свидетельствует о ее милосердии, готовности быть рядом несмотря ни на что.

Итог

Подводя итоги, образ Маргариты является очень ярким, проработанным и противоречивым. Она способна горячо и искренне полюбить, готова сделать все для дорогого человека, готова выбрать его вместо пустой однообразной внешней роскоши. Есть мнение, что ею двигала не любовь, а пагубная страсть, приведшая в итоге к их погибели. С точки зрения религии она действительно совершила непростительные действия, но за это она в итоге расплатилась, дьявол ее убивает.

Все же, если рассматривать именно ее чувство к Мастеру, то вряд ли на одной лишь страсти она смогла бы столько пройти и не отвернуться от него, и это еще до встречи с Воландом. Она не оставила Мастера в трудную минуту, причем ситуация не просто трудная, а опасная: его душевное состояние было ужасным, болезнь его поглотила на фоне всех этих событий (и статья Латунского, и политическая ситуация в стране в те годы, которая добралась в итоге и до него, тюрьма, психическая больница), он просто сломался. Показательно то, что он даже не пытался сбежать из больницы, хотя мог, мог и ее найти, но не стал сам ничего этого делать. Не каждый это выдержит, но Маргарита смогла. Страсть, как правило, быстро проходит, и еще быстрее это происходит, когда в отношениях появляются трудности. Когда нужно действительно быть с любимым человеком, пройти вместе с ним сложный период, и главная героиня справилась с этим. Также она способна к состраданию, к милосердию (эпизод с Фридой), готова постоять за себя, за Мастера, за их счастье. Поэтому как человек, она действительно сильная, ради любви жертвует собой.

Следует еще отметить, что она понимает, насколько пуста жизнь, когда в ней есть все, кроме искренних чувств. Ведь, казалось бы, она прекрасно устроена в жизни: удачно вышла замуж, в их семье полное материальное благополучие. Муж ее любил и уважал, и она это вполне осознает, говоря Мастеру, что не может больше его обманывать, так как он не сделал ей ничего плохого и что стоит ему признаться во всем. А учитывая то, что в те годы уйти от такого высокопоставленного человека было сложно, и могло дойти даже до ареста, лишний раз подчеркивает ее отвагу и храбрость.

В то же время Булгаков не обожествляет Маргариту и ее поступки – в конце кажется, что теперь они будут вдвоем счастливо жить в том же подвале, но нет. Она физически умирает, и душа ее вместе с Мастером получает покой, но это обещанный покой от дьявола, лишенный света и благодати, да и обещаниям Воланда доверять не стоит. Мастер отказался от веры в свое творение и предназначение (в некоторых разборах есть мнение, что автор так провел аналогию с отказом от веры в Бога), Маргарита связалась с сатаной, поэтому в конце они оба расплачиваются за это.

***