Логотип сайта

В романе «Мастер и Маргарита» одной из многочисленных тем является тема добра и зла. У автора нет четкого разделения между ними, каждый проявляет и светлую, и темную стороны – все как в жизни. Истина лишь в том, чему человек сам выбирает следовать.

Единственным героем, воплощающим совершенное добро, это Иешуа Га-Ноцри. Возможны параллели с Иисусом, но в романе он не имеет божественного происхождения, это такой же обычный человек. Но человек, сделавший свой выбор в сторону добра и не отступивший от своих принципов даже под страхом смерти.

«Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые»

Фраза Иешуа, которая полностью раскрывает его личность. Находясь перед Понтием Пилатом, который будет решать его судьбу, перед Крысобоем, готовым его побить в любое мгновение, он все же уверен, что эти люди стали такими лишь от пережитой боли и им еще можно помочь вернуться к свету. Эта фраза применима и к другим героям романа, стоит вспомнить, что и Маргарита была готова покончить с собой, так как сильно устала от пустоты и бессмысленности жизни, и Мастер страдал, потому что не сумел поверить в себя и сдался.

Понтий Пилат же, в целом не лишенный способности любить, выбирает зло, и делает это из страха. Отправляет на казнь невиновного человека, боясь потерять свое положение, и он потом жестоко за это наказывается. Все, что он делает после казни Иешуа для успокоения совести, не помогает. Он обречен мучиться до конца своих земных дней, и быть живым доказательством того, что «трусость – самый страшный порок».

Так же малодушие движет и Мастером, и это его сводит в тяжелую депрессию, уныние (являющееся одним из смертных грехов), и таким образом он тоже выбирает тьму. Он не был плохим человеком, но из-за нерешительности, отсутствии веры в себя он позволяет общественному мнению себя уничтожить. Поэтому в конце он не заслуживает света, так как сдался в борьбе за него.

Маргарита – яркий, противоречивый персонаж. Она способна глубокую, жертвенную любовь, идеал жены творца, Музы для художника. Но в то же время она мстительная ведьма, способная и на обман, и на измену. Она единственная, кто выбирает тьму не из трусости, а из решительности и любви к Мастеру. Ее выбор – это парадокс, потому что, неся в себе такое сильное чувство, являющееся в этом романе движущей, живой силой добра, и готовность разделить с любимым человеком абсолютно все, она все же прибегает к помощи дьявола. И эти, казалось бы, несовместимые вещи, сплетаются между собой. Темная сторона Маргариты берет верх еще и потому, что первое, что она делает, обретя сверхъестественную силу, это мстит, пусть даже и за Мастера.

Вместе с тем, стоит сказать, что любовь Мастера и Маргарита является для них спасением, она уберегает их от ада и дарует покой. Именно любовь является у автора истинным добром в произведении.

«Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»

Воланд заслуживает отдельного рассмотрения. Все вышеперечисленные герои являются людьми, делающими свой выбор, он же дьявол, Сатана, а значит, априори ничего хорошего от него ждать не приходится. Однако в романе он даже кажется благородным, особенно на фоне тех, кто делает действительно мерзкие вещи (доносчик Алоизий Могарыч, Иуда с его 30 серебренниками, люди, требующие казни Иешуа, зрители в Варьете, бросившиеся за деньгами, как животные и т.д.). Но не стоит забывать, что воссоединение возлюбленных было сделано им лишь потому, что Маргарита пошла на сделку, у которой была своя плата.

Таким образом, зло в романе происходит по личному выбору каждого человека, и даже Воланд, казалось бы, несомненное воплощение тьмы и зла, не является первопричиной человеческих поступков, он лишь обнажает то, что уже было, а дальше люди действуют по своему усмотрению. Распинают Иешуа, готовы растерзать Мастера, ничего не меняется из века в век. Но несмотря на это, в мире остается и добро в виде людей, верных себе до самого конца, в виде горящей, исцеляющей и всепрощающей любви, в виде искреннего раскаяния и становления на сторону добра и света, которое может выбрать каждый человек.

***