1. Глава, в которую входит эпизод, называется «Понтий Пилат», что уже указывает на главного героя. Казалось бы, это противоречит Евангелию, но Михаил Афанасьевич Булгаков не историк, а художник. Он создает свою реальность, используя канонические источники для своих целей. Этот рассказ обращен к Ивану и Берлиозу, тоже находящимся перед возможностью перемен в своей жизни.

2. Начинается день, описание которого растянется на четыре главы. Бесконечно длинный день, по Булгакову, поворотный день человеческой истории, когда погиб человек, нашедший простую и прозрачную истину.

3. То, что Пилат, а не Иешуа, главный герой, - это не единственный отход от традиций. И Пилат, и Иешуа - художественные образы, принципиально обновленные автором. Иешуа моложе своего евангельского прототипа, ничем не защищен от мира (не является ему ангел, чтобы защитить и укрепить), он одинок, не знает своих родителей, имеет всего одного верного ученика, боится смерти. Но как и в Евангелии, допрос Пилата заканчивается для него казнью. И, как выясняется на допросе, была странная проповедь и предательство Иуды.

4. Главный смысл проповеди Иешуа – все люди добры, злых людей нет на свете. Но он не просто говорит это, он сам воплощение этой истины. Он верит в людей вопреки очевидности, будь это равнодушно злобный Марк Крысобой или «очень добрый и любознательный человек» Иуда. На все вопросы Пилата он отвечает просто и конкретно, в том числе и на главный вопрос об истине. При этом обнаруживает уникальную способность понять душу другого.

5. С образом Пилата в роман входит тема трусости, душевной слабости, компромисса, предательства. Пилат может и хочет спасти Иешуа, он даже пытается это сделать, но робко и нерешительно и, в конце концов, умывает руки, сдается.

6. Важным для понимания смысла эпизода является то, что весь допрос проходит под палящими лучами солнца.