Чехов назвал «Вишневый сад» комедией. Читатели же после того, как узнали эту историю, считают, что это больше трагедия, нежели комедия. Образы Раневской и Гаева кажутся нам печальными — читатели искренне сочувствуют героям. На первый взгляд непросто понять, почему же автор отнес «Вишневый сад» к жанру комедии. Однако при внимательном прочтении пьесы с ее подробным разбором становится ясно, что поведение таких героев, как Раневская, Епиходов, Гаев да и других действующих лиц выглядит комично. Читатель осознает, что в несчастьях виноваты сами герои.

К какому же драматическому жанру стоит относить «Вишневый сад» Чехова — к комедии или же к трагедии? В произведении нельзя наблюдать острого конфликта. Персонажи спокойны, они не ссорятся. Но можно почувствовать, что все-таки есть конфликт — он не явный, не открытый. Это внутренний конфликт, который не виден в атмосфере, кажущейся благополучной и тихой. За будничными разговорами персонажей и их спокойными взаимоотношениями есть затаенное чувство непонимания. Это можно определить по фразам, произносимым невпопад, отстраненным взглядам, когда герои словно погружены в свои волнения и не слушают, что говорят их собеседники.

Главный конфликт пьесы — отсутствие понимания между представителями разных поколений. Создается ощущение, что в произведении пересеклись прошлое, настоящее и будущее, и представители разных поколений грезят своим временем. При этом же персонажи заняты только разговорами, а чтобы изменить свою жизнь, не предпринимают абсолютно никаких действий.

Фирс, Гаев и Раневская — это представители прошлого. Настоящее представляет Лопахин, а Трофимов и Аня — это грядущее поколение. Любовь Андреевна, являющаяся выходцем из старого дворянства, все время вспоминает молодость, которую она провела в усадьбе, где разбит шикарный сад с цветущими деревьями. Ее жизнь протекает не в настоящем, а в мыслях о прошлом; то, что происходит в реальности, ее сильно тяготит. О будущем же Раневская не желает и думать, из-за чего она выглядит инфантильной и смешной. Другие представители старого поколения имеют схожий с Раневской образ мыслей — как и она, эти люди не предпринимают попыток изменить то, что их не устраивает. Они лишь все время ведут разговоры о «прекрасной» жизни, которую уже не вернуть. Герои словно смирились с происходящим и пустили на самотек свои дела. Они не хотят бороться за собственные идеи и идеалы, за что автор относится к ним с осуждением, выставляя их перед читателями комичными.

Лопахин — представитель настоящего. Он изображает класс буржуазии. Лопахин живет одним днем. Этот человек весьма неглуп, часто предлагает интересные идеи — нельзя не заметить, что они практичны. Лопахин рассуждает, как можно изменить жизнь к лучшему. Он даже знает, какими способами это можно сделать. Однако это лишь слова. Лопахин — это совсем не идеальный герой «Вишневого сада». Этот человек очень неуверен в себе. В финале пьесы Лопахин произносит: «Скорее бы изменилась наша нескладная, несчастливая жизнь!». Создается чувство, что исход событий подкосил его. Лопахин разочарован и не знает, как быть дальше.

Может быть, в Анне и Петре автор видит надежду на будущее? Однако способен ли Трофимов, «вечный студент» и «облезлый барин», сделать свою жизнь лучше? Предложить свежие и амбициозные идеи и вдохновить общество на действия, войдя вместе с ними в светлое будущее, способны лишь энергичные, проницательные, умные уверенные в себе люди. А Трофимов, как и прочие персонажи, занят обычными разговорами и не действует. Даже поведение его весьма нелепое. Аня пока очень молода — девушка так мало знает эту жизнь, а без соответствующего опыта изменить ее не получится.

Основная трагедия пьесы — это не просто продажа сада, где действующие лица провели лучшие годы, расставание с любимым местом, с которым связаны самые дорогие воспоминания. Больший трагизм заключается в том, что персонажи не способны ни подумать, ни сделать что-то с целью улучшить свое положение. Конечно, Любовь Андреевна вызывает сочувствие, но ее слабохарактерность нельзя не заметить. Мы все время чувствуем, что происходящие события нелепы. Любовь к старым вещам выставляет Раневскую и Гаева в очень глупом свете. Также нелепо выглядит и Епиходов. Шарлотта вовсе является олицетворением ненужности.

Главный конфликт пьесы — это конфликт эпох, отсутствие понимания между представителями поколений. Чувствуется, что между людьми из разных времен нет связи; звук оборванной струны симовлизирует разрыв между ними. Однако у Чехова есть надежды на будущее — он воплотил их в стуке топора. Этот звук является символом перехода временных этапов. Будущее наступит в тот момент, когда новые люди придут и посадят новые деревья.

Антон Павлович Чехов создал пьесу «Вишневый сад» перед самой революцией 1905 года. В пьесе сад выступает в качестве символа Старой России, для которой пробил последний час — его обозначает стук топора. В своем произведении писатель раскрыл проблемы и образы дворянства, которому предстояло навсегда уйти в небытие, буржуазии и предстоящей революции. Основной конфликт (конфликт поколений), являющийся «вечным», который затронул произведения разных авторов, Чехов смог раскрыть по-своему — так, как до него не делали другие. Он не показывал открытого столкновения между героями в произведении (как это сделал, например, Тургенев в романе «Отцы и дети»), но при этом явно ощущается внутренний конфликт между героями — мы чувствуем их несогласие с окружающими, хотя в открытую это не говорится. И это при том, что «Вишневый сад» — драматическое произведение, предназначенное для сцены — то есть этот скрытый конфликт должны увидеть зрители. В произведении трагедия и комедия связаны между собой. Действующие лица вызывают сочувствие их участи, и в то же время осуждение — ведь они бездействовали, а значит, сами виноваты в том, что так получилось.

Text.ru - 89.43%