Сильнейшие эмоциональное потрясение, переживания за судьбу персонажа — вот что способен вызвать трагический конфликт в художественной литературе. Острое, непримиримое противоречие в сюжете романа играет важную роль в донесении до читателя основной мысли. Подобная ситуация происходит в романе Ф.М. Достоевского «Идиот». Трагедия возникает в результате крушения человеческих мечтаний, рассматриваемых как следствие свободных действий, поступков. Причина трагедии кроется также в непримиримом раздоре между персонажами или в душе главного героя. Драматизм может быть доведён до тупика, когда герой видит безвыходность ситуации. Это может не соответствовать действительности, но в восприятии действующего лица всё выглядит безысходно.

Всемирно известный роман Достоевского «Идиот» считают психологическим учебником жизни. Проблемы, затронутые автором в этой книге, были актуальны во все времена. Князь Мышкин, главный и единственный положительный персонаж, явно противопоставлен всему миру. Его не воспринимают всерьёз, хотя его жизненный опыт очень богат и совершенно уникален — взять даже историю о том, как его вели на смертную казнь. Жестокий мир, полный циничных людей, словно отвергает все существование безобидного князя и принимает его душевную открытость и чистоту за идиотизм.

Однако находится личность, которая после встречи с Мышкиным, переосмысливает свою жизнь. Настасья Филипповна, испытавшая горечь потери родных, издевательства над своим телом, наконец находит покой и видит счастье в жизни с князем, который тут же полюбил её не за всеми признанную и очевидную красоту, а за страдание в глазах, которые много пережили.

В любом художественном произведении главные герои должны пройти испытания судьбою, прежде чем обрести счастье. Это постулат, выдвинутый Достоевским в его дневниках. Писатель вводит в роман историю купца Парфена Рогожина — человека статного, с характером, с гордой душой. Он безмерно любит Настасью Филипповну и готов ради неё отказаться от любви к деньгам. Но девушка старательно избегает его и играет чувствами сильного и страстно любящего человека. В день свадьбы с Мышкиным она убегает из-под венца к Рогожину. Спустя пару месяцев, купец убивает Настасью Филипповну.

Непредсказуемая развязка событий требует объяснений. Казалось бы, Настасья сбежала со свадьбы с мужчиной своей мечты из-за купца, а он даже не оценил её поступок. На самом деле, весь трагизм конфликта складывался из отдельных историй, которые в итоге привели к такому финалу.

Во-первых, Настасья Филипповна презирает саму себя и не считает достойной обрести счастье, поэтому она уходит к человеку, которого ненавидит всем сердцем. Парфен это понимает и видит, но принимает её возвращение. Он согласен жить с ней.

Во-вторых, Рогожин полон страстей, умеет вступать только в токсичные отношения, где будет чувствовать свое превосходство. Он не потерпит своего унижения, никогда не станет подчиняться женщине, даже если любит её. Его любовь основывалась на порывах ненависти к себе и к Настасье.

Таким образом, Парфен не смог смириться с мыслью, что будет подчиняться женщине, которая «вертит им как хочет», играет на чувствах и насмехается. Чувство ненависти и ревности перерастает в злость, а не в порывы страсти. Именно убийство Настасьи Филипповны было единственным и неизбежным выходом из ситуации.

Трагический конфликт — это обязательное связующее звено между проблемой, которую хотел донести до нас автор, и правильным восприятием читателя идеи. Если бы не трагизм в истории любовных линий в романе «Идиот», историю можно было бы продолжать бесконечно, и мы бы не пришли в восхищенное замешательство, не поняли бы, что таким образом главные герои спасают себя от психического накала, который превращал их в идиотов. Хотя после убийства Настасьи, Мышкин в панической атаке уезжает в больницу, а Рогожин признается невменяемым, но они очистили себя от зависимости и, возможно, спасли мир.

Text.ru - 100.00%