Всё содержание произведений Ф.М. Достоевского направлено на раскрытие одухотворяющей силы христианской морали. Придя к истинной вере на каторге, писатель хотел указать верный путь всем вероотступникам, убеждая, что их неверие связано с искушением дьявола. Именно об этом говорит Раскольникову Соня, когда он признаётся ей в убийстве: «От бога вы отошли, и вас бог поразил, дьяволу предал!..» Раскольников словно ждёт чуда, которое непременно должно случиться, поэтому он просит Соню прочитать притчу о воскрешении Лазаря. Кажется, что в этом вся его надежда, потому что герой понимает, что преступление стало стеной между ним и его родными людьми.
Внутренняя душевная работа не прекращается ни на минуту, пока Родион бодрствует. Шаг за шагом писатель отслеживает поток его сознания. Однако духовная работа не прекращается и в состоянии сна, и даже в забытьи его мозг продолжает путь поиска освобождения от той чудовищной идеи, которая поразила его сознание.
Сон, который видит Раскольников до убийства, по сути, показывает его состояние на данный момент. Дорога, по которой идёт маленький Родя с отцом, ведёт на кладбище. Это путь любого человека от рождения до смерти. Вдоль дороги находятся кабак и церковь. Это тоже своеобразный символ: человек всегда делает выбор между грехом и праведностью. Убитая лошадка символизирует ту несправедливость, которая царит в мире. Раскольников, сострадая всем униженным и оскорблённым, видит в этом убийстве Божью несправедливость. И хотя, очнувшись от сна, он решает отказаться от своей идеи, дьявол подкидывает ему новое искушение: он слышит разговор Лизаветы с мещанами и понимает, что это единственный шанс осуществить свою жестокую идею.
После убийства сны и видения Родиона по-прежнему продолжаются. И каждый раз они показывают движение той внутренней борьбы, которая не ослабевает ни на минуту. То ему мерещится, что Замётов бьёт квартирную хозяйку. И в этом явно прослеживается страх быть раскрытым. То видится убитая старуха-процентщица, которая тихо смеётся над Раскольниковым, торжествуя свою победу над его душевными переживаниями. То представляется великолепный оазис, символизирующий желание освободиться от муки, найти тот чистый глоток воздуха, в котором так нуждается его душа.
Последний сон в эпилоге довершает душевную работу преступника. Видение о моровой язве, поразившей весь мир посредством микроскопических существ, вселявшихся в тела людей, даёт представление о том, до какого абсурда может довести человечество желание осуществить свою бредовую идею каждого подобного «новатора». Этот сон довершает ту душевную работу, происходившую в Родионе, по поиску пути к Богу, к вере. И здесь, на каторге, просыпаются самые высокие и добрые чувства, которые так долго прятал Раскольников в тайниках своей измученной души. Любовь к Соне – тот ключ, который поможет ему найти и Бога, и мировую гармонию в глубинах сознания. «Разве могут её убеждения не быть теперь и моими убеждениями? Её чувства, её стремления по крайней мере…»
***