Как Пушкин, Лермонтов, Некрасов были властителями дум молодежи девятнадцатого века, так поэзия Блока, Маяковского, Есенина влияла на формирование поколения нового, двадцатого столетия.

Есенин не просто поэт феноменального дарования, предельной искренности, тончайшего лиризма. Ушли в прошлое бытовавшие легенды о «последнем Леле», «цветке лазоревом», «лесном ландыше», столь неточно и однобоко передававшие настрой его лиры. Нынче все более укрепляется представление о поэте как о крупном социальном мыслителе, обладающем обостренным восприятием времени.

Поэзия Есенина — источник глубоких раздумий над многими социально-философскими проблемами: история и революция, деревня и город, жизнь и смерть, государство и народ, народ и отдельная личность.

Литературный путь Сергея Александровича Есенина начался в канун первой мировой войны. Первые публикации стихов молодого неизвестного поэта в печати датируются 1914 годом. Затем появляются сборники его стихотворений «Радуница» (1916) и «Голубень» (1918). Этими книгами Есенин открыл читателю очарование и волшебство среднерусской природы, сокровенный мир лирического героя, у которого место любимой заняла Родина. В русской поэзии, столь богатой шедеврами пейзажной лирики (Пушкин, Баратынский, Кольцов, Тютчев, Некрасов, Бунин, Блок), появился новый певец, звонкий и чистый голос которого далеко разнесся над печалью полей.

О Русь — малиновое поле
И синь, упавшая в реку,
—Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.

«Ярчайшая, сверкающая переливами всех цветов русская жизнь» – этому посвящено творчество молодого, дерзкого, талантливого поэта. И эта жизнь расцвечена малиновым, розовым, голубым, красным, серебристым и чёрным. Кажется, спектр расширился с семи до доброго десятка цветов.

Чёрная, потом пропахшая выть!
Как мне тебя не ласкать, не любить?
Выйду на озеро в синюю гать,
К сердцу вечерняя льнёт благодать…
Оловом светится лужная голь…
Грустная песня, ты – русская боль.

Вместе с цветом в поэзию Есенина врываются окрашенные народным православным бытом слова: «в скуфье смиренным иноком», «кольца лычных прясел», «гудит за корогодом», «в свяслах копны хлеба» – все бытовые детали запечатлели глубокую религиозность поэта.

Схимник-ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным
И целует на рябиновом кусту
Язвы красные незримому Христу.

Спустя годы Есенин, подверженный пропаганде нового государства, напишет:

Стыдно мне, что я в бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.

Все эти метания подчёркивают лишь тот факт, что поэт был настоящим, живым человеком и чувствовал всем сердцем происходящее. Все перемены подчёркивают трудность эпохи, выпавшей на его долю. Но как показывает история, только эмоционально яркие, сильно чувствующие люди способны стать настоящими поэтами, оставить свой яркий (как и вся цветовая гамма) след в литературе своего столь любимого народа.

Ранее опубликованные в разделе: