Перед тем, как была проведена значимая для России реформа 1861, после которой крестьяне наконец-то получили свободу, в обществе изменились настроения относительно критики крепостного права. Писатели стали говорить о том, насколько пагубно это явление влияет на человека. Акцент сместился в сторону изображения губительных последствий крепостного права для дворян, потерявших интерес к жизни. В 1859 году, перед той самой реформой, в свет вышел роман «Обломов» И.А. Гончарова. Писатель получил множество похвал за это произведение. По мнению Добролюбова, в Обломове воплощен образ «знамения времени». Выдающийся критик согласился с автором романа, что обломовщина – это реальное и губительное явление в российском обществе.

Образ Обломова получился весьма неоднозначным, поэтому и привлекательным. Различные грани его характера вызывают одновременно и осуждение, и сочувствие. Добролюбов, который с осуждением относился к обломовщине, заметил, что в каждом человеке есть немалая часть Обломова.

Любая река имеет свой исток, есть он и у нашего героя. Для Обломова это – Обломовка, своеобразный обломок рая на земле, необыкновенный мир, где жизнь ощущается «как идеал покоя и бездействия», а труд является наказанием. Источником счастья и удовлетворения в этом мире становится неведение о том, что происходит вокруг. Всепоглощающий сон, который во многом подобен смерти, является символом Обломовки. Все предки Обломова прожили свою жизнь в этом «сонном царстве», и самого Илью Ильича ждала такая судьба.

Юный Илюша рос, словно тепличное растение. Его холили и лелеяли все вокруг. Няня рассказывала Илюше необыкновенные сказки о волшебной стране, где никто не трудится. Там текут реки молока и живут добрые парни и девушки. Ему не позволялось ничего делать, и лишь когда все засыпали, мальчик убегал из дома и мечтал о подвигах, как и положено мальчишкам. Он был словно Илья Муромец, который тридцать лет и три года провел на печи. Ему предстояло встать и распрямиться, но этому не суждено было произойти.

Илья Ильич учился в Петербурге, после учебы желал продвинуться по карьерной лестнице. Но случайная ошибка не позволила продолжить карьерный рост, и Обломов покинул службу. Тогда он создал в своём сознании идеал жизни – несколько изменённый, осовремененный вариант Обломовки. Однако годы шли, но он не сделал ни одного шага на пути к цели, ведь для этого надо было приложить усилия, а труд Обломов воспринимал как синоним скуки.

Обломову неплохо удавалась роль в обществе, однако вскоре и это ему надоело. Надоело Илье Ильичу и ежедневное надевание фрака и даже бритье. Так он пришел к своему знаменитому образу: лежащему на диване барину, одетому в просторный восточный халат. Обломов не способен долго концентрировать внимание на чем-либо: ему очень быстро надоедали хозяйственные дела и чтение книг. Во всем этом он находил запутанный архив мертвых дел, которые мешают человеку. При этом Обломов постоянно мечтал об идеальной жизни, где не было место суете.

У Ильи Ильича был друг детства Штольц, который пытался вывести его из этого состояния, постоянно опекая. Жизнь в Петербурге Обломову не нравилась, так как она была наполнена постоянной суетой. Общество воспринималось как игра страстишек, за которыми не видно было человека. Все казались ему мертвецами, которые притворялись людьми: в них не было и сердца, ни ума, а только готовность совершить подлость ради своей выгоды. Разве Обломов виноват более, чем они? Ведь он всего-навсего лежит на диване и не причиняет никому вреда? Люди вокруг суетятся лишь для того, чтобы в будущем обеспечить себе такое же беззаботное существование. Таким образом, в романе критика патриархальной отсталости вялого уклада жизни Обломовки идет рядом с критикой самоцельного практицизма, представителем которого является «новый человек» Штольц.

Некую ущербность нового со временем осознает Ольга Ильинская. После замужества она будет вспоминать свои чувства к Обломову. Девушка поставит его в сердце выше Штольца. Илья Ильич испытывал к Ольге сильную и искреннюю любовь, которая буквально окрыляла его. Однако, когда наступала пора совершать активные действия, Обломов не готов был жертвовать своим покоем: перед трудностями он пасует. Так он в скором времени вернулся уже на знакомую для себя дорогу: мир бездействия, спокойствия и теплоты, который смогла создать вокруг него Агафья Матвеевна. Но насколько просто ему удалось принять это непростое решение? Обломов осознавал, что он не идеален, что подобная жизнь примитивна, поэтому каждое отдаление от реальности главный герой переживает мучительно, словно шекспировскую трагедию. Градус страстей снижается за счет иронии Гончарова: ««Быть или не быть!» Обломов приподнялся было с кресла, но попал сразу ногой в туфлю и сел опять».

В актуальной для героя действительности он никак не может найти то дело, которое больше всего подходит ему по душе. Обломов апатичен, он способен двигаться только по инерции. Илья Ильич – это барин: «у него есть Захар и еще триста Захаров», работающих на него. То, что Обломову не приходится работать, он считает предметом гордости. Из-за этого способность героя сопротивляться происходящим вокруг несчастьям очень мала. Из-за этого Илья Ильич теряет Ольгу, он становится жертвой обмана жулика-старосты, Тарантьеву практически удалось отнять дорогую сердцу Обломовку. Илья Ильич при этом казнит себя за неумение вести активную деятельность и жить полноценно. Обломову словно совестно жить на свете.

Илья Ильич умер незаметно и тихо: такой уход из жизни напомнил переход от сна жизни к Вечному Сну. Несмотря на недостатки, герой заслуживает сочувствия, так как у него были и положительные качества: он обладал редкой искренностью и непосредственностью, и при этом избегал лжи. «Это хрустальная прозрачная душа, таких людей мало, они редки; это перлы в толпе». Такова она, непостижимая и несостоявшаяся жизнь неидеального человека.

Text.ru - 100.00%