Логотип сайта

В романе Гончарова «Обломов» есть представитель нового поколения, со всей решимостью отвергавшего отжившее, со всей отвагой и прямотой устремлявшегося в будущее. Это Ольга Ильинская. 06­раз Ольги — большая творческая удача романиста, доказательство его зоркости, чуткости, смелости. Исключительно глубоко понял и оценил этот образ Добролюбов — один из вождей нового поколения. «Ольга, по своему развитию, — пишет он, — представляет высший идеал, какой только может русский художник вызвать из теперешней русской жизни... В ней-то более, нежели в Штольце, можно видеть намек на новую русскую жизнь; от неё ожидать слова, которое сожжет и развеет обломовщину...»

Чарующей красотой и воодушевляющей энергией веет от всего облика Ольги. Богато одаренная и щедрая в своей одаренности, она восхищает и радует всех, кто соприкасается с ней. Она любит природу, музыку и умеет увлечь этой любовью других. И главное — она активно и страстно деятельна. Она непримиримый антипод того мира, который породил Обломова и обломовщину. Ольга неустрашима в своем стремлении действовать, творить, вторгаться в неугодный ей мир. Со всей пылкостью и энергией молодости она восстала против обломовщины и совершила чудо — подняла на ноги Обломова, взбудоражила в нем похороненные на дне души лучшие чувства и стремления.

И все же Ольга терпит неудачу. Художник-реалист Гончаров здесь с исключительной мудростью и чуткостью воздержался от легкого соблазна нарисовать сентиментально-идиллическую картину: «победу» Ольги и «воскресение» Обломова. Полны глубокого драматизма страницы, посвященные крушению надежд Обломова на счастье с Ольгой. Вот незадачливый герой возвращается в дом Пшеницыной после окончательного прощания с Ольгой, а падающий снег как бы хоронит, покрывает белым саваном все, что недавно, казалось, готово было расцвесть: «Снег валил хлопьями и густо устилал землю.
— Снег, снег, снег, — твердил он бессмысленно, глядя на снег, густым слоем покрывавший забор, плетень и гряды на огороде. — Все засыпал! — шепнул потом отчаянно, лег в постель и заснул свинцовым, безотрадным сном».

Но как вдохновляюще отважна, светла и цельна в этой сложной жизненной коллизии Ольга! Она бесстрашно смотрит в лицо совершившемуся и с суровой прямотой говорит Обломову слова, которых тот трусливо боялся: «Я думала, что я оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, — а ты уже давно умер». Что касается любви Ольги к Обломову, то смысл ее чувства хорошо раскрыт в романе словами самой Ольги: «Я любила будущего Обломова!»

Ольга соединила свою судьбу с судьбой Штольца, но не в ее натуре успокоиться на том счастье, которым довольствуется Штольц. Она уже задает и себе, и Штольцу вопросы, на которые тот бессилен ответить. «Она боялась впасть во что-нибудь похожее на обломовскую апатию... «Что ж это? — с ужасом думала она. — Ужели еще нужно и можно желать чего-нибудь? Куда же идти? Некуда! Дальше нет дороги... Ужели нет, ужели ты совершила круг жизни? Ужели тут все... все», — говорила душа ее и чего-то недоговаривала...»

Однако мы расстаемся с Ольгой без чувства тревоги за нее: она найдет себе верную дорогу, во всяком случае, не успокоится на маленьком счастье. Если искать слова, которые определили бы самую сущность натуры Ольги, то это ее же слова — слова, полные светлой поэзии и красоты: «Я не состареюсь, не устану жить никогда».

Ольга Ильинская — это одна из тех русских женщин, которые начали появляться в ту далекую от нас пору, о них рассказывается и в ряде других произведений: Наталья Ласунская и Елена Стахова в романах Тургенева «Рудин» и «Накануне», Вера в позднем романе Гончарова «Обрыв», Вера Павловна в романе Чернышевского «Что делать?».

Было бы преувеличением искать в облике Ольги все черты «нового человека», они еще во многом только намечались и только угадывались опытными наблюдателями. Добролюбов писал об Ольге: «Автор не раскрыл перед нами её волнений во всей их полноте, и мы можем ошибиться в предположении насчет их свойства. Но нам кажется, что это в её сердце и голове веяние новой жизни...»

Добролюбов придавал образу Ольги чрезвычайно большое значение, именно ее характеристикой он закончил свой разбор романа Гончарова: «Обломовщина хорошо ей знакома, она сумеет различить ее во всех видах, под всеми масками, и всегда найдет в себе столько сил, чтоб произвести над нею суд беспощадный...»