Роман И. А. Гончарова строится вокруг идеи «обломовщины» — особого уклада жизни, связанного с апатией, безынициативностью и оторванностью от реальности, когда человек предпочитает созерцать мир, а не действовать. События охватывают судьбу Ильи Ильича Обломова от детства до смерти, и именно этот роман считается самым точным и глубоким изображением русского помещичьего быта первой половины девятнадцатого века. Критики отмечают также, что Гончаров подверг упрёку «лишних людей» — тех, кто говорит, но не делает, — на примере самого Обломова.
Особенно ярко черты обломовщины проявляются в образе Захара — камердинера и слуги главного героя. Многие исследователи считают, что Захар — это Обломов в «низшем регистре»: они выросли в одном мире и не существуют друг без друга.
Захар появляется рядом с Ильёй Ильичом ещё в детстве: как только мальчик просыпался, у его постели уже ждал слуга. Обломовка с «сонным царством» приучила и Захара к ленивому существованию: он дремал в прихожей по команде хозяина, который и вел себя не слишком требовательно. Привычка ко сну и праздности сохраняется у него всю жизнь.
Несмотря на формальную необходимость служить, со взрослением Обломова Захар начал пренебрегать обязанностями. В результате он чётко разграничил свой круг работы — поставить самовар, почистить сапоги, протереть пыль, — а всё остальное считал личным временем для дремоты и сплетен. Любое расширение его обязанностей вызывало сопротивление, и заставить его приступить к новой задаче было невозможно.
Обломов делил свою жизнь на две половины: труд он связывал со скукой и сразу оставил службу, а спокойствие и безделье считал источником счастья. Благодаря достатку и крестьянскому труду триста пятьдесят душ ему не приходилось ни в чём нуждаться. Любые проблемы в имении он объяснял лишь своей неготовностью принимать решения и управлять.
Таким образом, обломовщина распространяется и на тех, кто близок к барину. Захар искренне полагал, что их образ жизни нормален и не требовал изменений. В быту он оставался таким же привязанным к своей «ливрее» — старому сюртуку, что напоминал ему о барской ливрее.
В моральном плане Обломов и Захар резко контрастируют: Илья Ильич обладает благородством, тонкой душой, способен на верность и нежность, а слуга — грязнуля, ворчун и мелкий воришка. Однако верность барину становится у Захара главным достоинством, унаследованным из поколения в поколение. Он не мог представить себе жизни без своего господина и своего дома.
Взаимная зависимость прослеживается так: без Захара Обломов не смог бы ни встать, ни одеться, а после смерти барина Захар утратил смысл существования. В финале романа Штольц находит его нищим и полуслепым у церковного крыльца. Выброшенный из дома после кончины Обломова, он безуспешно пытался найти работу, но старость и привычки ни к чему не годились. Даже предложение Штольца вернуться в деревню он отверг, не желая покидать могилу господина.
Образ Захара подкрепляет главную идею «обломовщины», показывая, как безынициативность и пассивность помещичьего быта охватывают все слои усадебного сообщества.