1. Сквозная тема эпизода, как и всей комедии – ум. Об уме постоянно вспоминают самые, казалось бы, далекие от мудрости персонажи.
2. Данный эпизод – диалог Чацкого и Фамусова, который переходит в нешуточное столкновение.
3. Начало. Как ведут себя участники диалога? Как относятся друг к другу?

– Это вторая их встреча. Во время первой Чацкий вёл себя не очень учтиво, почти не отвечал на вопросы Фамусова и либо отмахивался, либо переводил разговоры на Софью. Едва увидев хозяина, поспешил откланяться.

Если Фамусов хотя бы внешне пытается быть гостеприимным и радушным, то Чацкий напрочь забывает о приличиях. Если он любит Софью и намерен жениться, то должен заручиться поддержкой отца. Но на вопрос Фамусова относительно намерений Чацкого жениться на Софье тот отвечает:

А вам на что?

Это уже грубость, и Чацкий получает по заслугам:

Меня не худо бы спроситься.

Так Чацкий ставит себя в ситуацию, когда над ним откровенно издеваются.

4. Центральная часть эпизода – монологи героев. Это уже настоящее столкновение. Каковы позиции героев?

– Рассказывая про Максима Петровича, Фамусов настаивает на уме дядюшки. Но употребляет слово не «умен», а «смышлен». А от «смышлености», судя по рассказу, «горя» не бывает. Максим Петрович стал шутом при дворе Екатерины, но был настолько умен, что не потерял репутации: и в вист приглашен, и в чины выводит, и пенсии дает.

Чацкий в своей оценке Максима Петровича и восхищающегося им Фамусова в общем-то прав. Но прав он вообще, условно. Его ум не приемлет такой «смышлености». В то же время ему следовало помнить, что он в чужом доме, что Фамусов ему в отцы годится и был другом его отца. Но главное в другом. Чацкий видит пустоту, пошлость, низость такой жизни. Его критика умна, его возмущение благородно. Но и критика, и возмущение находятся в сфере идеального, он не видит реальности. Он обличитель-теоретик. Ну с чего он взял, что «нынче свет уж не таков» и «вольнее всякий дышит». Своими обличениями он доводит Фамусова, то есть предполагаемого тестя, до ярости, до исступления, тем самым готовя почву к своему изгнанию.