«Родина» – стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова, посвященное своей стране – России. Главная тема здесь это патриотизм, любовь к Отчизне, к её людям, к её природе. Здесь практически отсутствуют элементы, относящиеся к темам гражданского долга и государства, о них упоминается совсем чуть-чуть, далее речь идет только о личных чувствах поэта. Вначале он даже делает акцент на этом, рассуждая, что любит страну не за конкретные заслуги, будь они военные или иные, что, конечно, не отменяет их значения, а просто так, за то, что она есть.
Стихотворение написано в жанре элегии, и, читая его, чувствуется соответствующая медитативная атмосфера, спокойное настроение, размеренный ритм. Автор размышляет, прислушивается к себе и искренне делится с читателем чем-то очень личным.
В первой строфе идет речь о внешних явлениях и достижениях России. Поэт использует метафору – «слава, купленная кровью». В то нелегкое время страной правил Николай I, при нём были военные победы, которые, несомненно, поднимали престиж страны, но при этом поэт напоминает, какой ценой они были достигнуты, сколько русских воинов погибло, сколько людей пострадало. Ему тяжело принимать это. Строчка «полный гордого доверия покой» не сразу осознается при первом прочтении, но если углубиться в историю и те времена, то становится, очевидно, что здесь Лермонтов обличает самого императора, который обещал русскому народу покой, но по итогу вышло совсем иначе. Первая часть стихотворения такая небольшая, но, сколько скрытых чувств читается между строк: презрение к царскому режиму, к его пустым обещаниям, переживание за судьбу простого народа.
Во второй строфе поэт переходит к тому, что олицетворяет душу страны, её самую суть, а не внешние проявления, и посвящает этому большую часть стихотворения. Условно можно выделить три составляющие, которые описывает Лермонтов: природа России, деревенские зарисовки и люди. Природа нашей страны невероятна, разнообразна, автор упоминает и степи, и леса, и реки. С помощью метафор и сравнений он словно наделяет свои описания жизнью, воздухом, и у читателя перед глазами встают одна за другой картины «степей холодное молчанье, лесов безбрежных колыханье, разливы рек, подобные морям…»
Далее идут зарисовки деревенской жизни: лирический герой, каким здесь является сам поэт, едет в телеге по проселочным дорогам, видит вдали огоньки деревень, чувствует запах дыма, видит обоз, полное гумно и, конечно же, березы – символ России. От этих строк веет спокойствием, благодатью, умиротворением и абсолютной любовью к этим местам. Подчеркивается это эпитетами: «медленным взором», «дрожащие огни», «ночующий обоз» и метафорой «чета белеющих берез». Читатель буквально слышит эту деревенскую тишину летнего вечера, шум едва колышущихся ветвей берез и потрескивание дров в печи ближайшей избы. И в конце действие переходит уже к людям, к русскому народу. Атмосфера последнего четверостишия уже не такая тихая и спокойная, напротив, идет праздник, вовсю веселье, шум, разговоры, «пляска с топаньем и свистом». Русские люди умеют веселиться и гулять с душой, в такие моменты можно увидеть, какими они могут быть жизнерадостными, счастливыми, доброжелательными. Вторая часть стихотворения наполнена совсем другой атмосферой, нежели первая, и все же даже здесь проскальзывает нотка грусти, выраженная во фразе «печальные деревни». Народ перенес много страданий, но это лишь увеличивает его силу и единство.
Стоит еще раз отметить ту яркость, живость истинно русских сцен, которые описывает поэт во второй строфе. Здесь нет никакого пафоса или возвышенного слога, всё максимально просто, искренно и вместе тем «цепляюще». А поскольку все описанные автором картины большинству из читателей наверняка знакомы, еще больше проникаешься этими строками, живыми образами.
Таким образом, в стихотворении отражается целая гамма чувств лирического героя по отношению к тому месту, где он родился и вырос. Здесь и любовь, и сострадание, и обличение, и вера в лучшее, ведь не зря же оно завершается на позитивной ноте. Эти строки – честное признание Лермонтова в том, что он ценит свою Родину и сильно к ней привязан, несмотря ни на что. Все здесь описанное является не только его личным переживанием, но и ярким образом России тех времен.
***