О взаимоотношениях Печорина и Грушницкого мы узнаем из рассказа «Мери», который, по замыслу автора, является частью дневника Печорина. Поэтому все участники этой истории предстают перед нами именно такими, какими видел их главный герой. И это не случайно.
Печорин — это именно тот персонаж, который стал героем и одновременно «болезнью» своего времени. А настоящим двойником Печорина можно считать другого героя романа — Грушницкого, молодого человека, только начинающего свой жизненный путь. По художественному замыслу автора, выходит так, что настоящий герой представляет нам ненастоящего (поддельного) героя — своего двойника.
Более того, Михаил Юрьевич намеренно сталкивает в своем романе двух героев, у которых есть много общего, и в то же время они являются антиподами, и вот первое, главное доказательство этого. Странствующий офицер, случайно ставший наблюдателем жизни главного героя, в предисловии к «журналу Печорина» написал: «Перечитывая эти записки, я убедился в искренности того, кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки».
Все поступки и внутренние переживания Печорина показались внимательному офицеру искренними и естественными, «без тщеславного желания возбудить участие или удивление» к себе. О Грушницком же мы встречаем прямо противоположную характеристику, только теперь из уст другого наблюдательного человека — самого Печорина: «Его цель — сделаться героем романа. Он так часто старался уверить других в том, что он существо, не созданное для мира… что он сам почти в этом уверился».
С самого первого знакомства от взгляда Печорина не ускользнули некоторые мелкие, но очень важные детали о характере Грушницкого. Например, при том, что молодой юнкер слыл в полку отважным храбрецом, он, как заметил Печорин, в бой бросался, зажмуря глаза. «Это что-то не русская храбрость!» — восклицает он в своих заметках.
Также Печорину несложно было разглядеть под напыщенно-трагической и романтической маской Грушницкого обыкновенного, посредственного человека, который свои низкие желания прикрывает красивыми словами. Например, желая произвести впечатление, как-то заинтриговать Мери, Грушницкий артистично произносит следующую фразу, которая, по мнению юнкера, выгодно выделяла его среди других: «Эта гордая знать смотрит на нас, армейцев, как на диких. И какое им дело, есть ли ум под нумерованной фуражкой и сердце под толстой шинелью?» Но когда Грушницкого повышают в звании, Печорин иронично комментирует его радость по этому поводу: «Видите ли, вы до сих пор были исключением, а теперь подойдете под общее правило». И этой злой иронии «новоиспеченный» молодой офицер даже не понял.
Печорин почему-то всегда интуитивно чувствовал, что когда-нибудь ему придется ещё столкнуться с Грушницким «на узкой дороге». Действительно, встреча героев на водах Пятигорска оказалась роковой. Зная о слабостях Грушницкого, главный герой постоянно нарушает планы молодого юнкера. Одной из главных причин этого было собственное самолюбие: ведь Мери сначала выделила Грушницкого, а не его. Но была и вторая причина, без которой Печорин не был бы Печориным. «У меня врожденная страсть противоречить», — рассуждал он наедине с собой. Наблюдая за человеческими страстями, Печорин часто желал уничтожить «сладкие заблуждения ближнего», чтобы показать другому, как непросты и неоднозначны чувства и устремления людей на земле.
М.Ю. Лермонтов, как тонкий психолог, раскрывает перед читателями интересный и даже немного забавный случай, парадокс в конфликте героев. Как ни странно, Печорин и Грушницкий отстаивают одно и то же: всего-навсего свое собственное самолюбие. Однако Печорин понимает это качество в себе как порок и поэтому безжалостно испытывает его. А Грушницкий, напротив, смешон своим невежеством и мелочностью, как заметил Печорин: «Он, кажется, в самом деле огорчен, особенно самолюбие его оскорблено; но ведь есть же люди, в которых даже отчаяние забавно».
Так же интересно поведение героев на дуэли и в событиях, предшествующих ей. Когда Печорин случайно узнал о тайном сговоре против него, то поначалу готов был обрушить «холодную злость» на своего противника. Однако до последнего с трепетом ждал от Грушницкого благородного поступка, который мог отказаться от дуэли или хотя бы вести честную игру. Но Грушницкий проявил малодушие, и тогда Печорин решил наказать его за это.
Печорин разыгрывает события так, чтобы максимально проверить чувства всех участников дуэли. Ему доставляет удовольствие быть актером и одновременно наблюдать за действием. Во время дуэли Печорин все-таки надеется на то, что Грушницкий проявит свои лучшие качества и тем самым изменит трагический финал. Однако Печорин замечает лишь следующее: «Грушницкий стоял передо мною, опустив глаза, в сильном волнении. Но борьба совести с самолюбием была непродолжительна».
Этот психологический, а главное, душевный поединок Грушницкий проигрывает Печорину, хотя в финале он всё понимает и открыто, бесстрашно говорит своему врагу: «Стреляйте!., я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места…»
Конечно, в жизни оба типа таких героев (как Печорины и Грушницкие) давно сосуществуют вместе: иногда дороги их расходятся, а иногда они конфликтуют друг с другом. Но, может быть, этот выбор автора — оставить жизнь именно Печорину, а не его двойнику — говорит нам о том, что пусть еще несовершенные, но самокритичные, свободные и волевые люди имеют больше шансов называться героями, а значит, представлять и строить будущее человечества.