Логотип сайта

Михаил Юрьевич Лермонтов – великий русский писатель, создавший роман «Герой нашего времени» – вершину русской прозы первой половины 19 века, воспринимающийся современниками автора как «странный», но побуждающий огромное количество читателей изучать его и находить решения его загадкам.

На протяжении всего произведения, в котором логика повествования обусловлена не последовательностью событий, а развитием характера Григория Александровича Печорина, являющегося «…портретом…Однако не одного человека, а целого поколения», М.Ю. Лермонтов всесторонне раскрывает его образ, ставя в разные ситуации и знакомя с разными людьми, постепенно анализируя мысли и поступки главного героя. Так, в повести «Княжна Мери» описываются взаимоотношения Печорина с Грушницким, заканчивающиеся трагическим финалом – дуэлью между «друзьям», смертью Грушницкого. В чём причина этого конфликта?

Стоит начать с того, что герои наши когда-то раннее были сослуживцами, встретившись в Пятигорске, куда оба прибыли на отдых и лечение водами, между ними произошло столкновение, причиною которого стала противоположность характеров. Григорий Печорин сразу стал замечать в товарище мелочность и фальшивость, а «водяное общество», в котором Грушницкий пребывал, пытаясь «произвести эффект» на всех окружающих, и вовсе презирал. Вся эта ограниченность вызывала отвращение, ведь владельцем той маски, носивший слабый, заурядный Грушницкий, был Печорин, который несоизмерим с этим «фанатичным романтиком» по глубине и серьёзности мыслей, переживаний.

Главный герой решает проучить много возомнившего о себе юнкера, поставив его на место и на путь истины. Печорин, стараясь прельстить и завоевать княжну Мери, в которую влюблён Грушницкий, использует его приёмы назло и зависть, в ответ на это «жертва» подстраивает дуэль, походящую скорее на убийство, но Печорин узнает о заговоре и оборачивает исход дуэли в свою пользу. Однако у него не было цели убить Грушницкого, он всего лишь хотел сделать из него человека: «…еще есть время, откажись от своей клеветы, и я прощу тебе все. Тебе не удалось меня подурачить, и мое самолюбие удовлетворено: вспомни – мы были когда-то друзьями…» В ответ он вновь сталкивается с напыщенной гордость и наигранностью Грушницкого: «Нам на земле вдвоем нет места»

Григорий Печорин не находит себе места, его мучает вопрос несправедливости по отношению Грушницкого и его «честной компании» к нему: «За что они меня ненавидят?». Ответ прост – он не похож на них, он умён и проницателен, честен и серьёзен, у него есть честь и достоинство, а слабые люди не могут простить другим превосходства над ними.

Таким образом, Грушницкий – антипод Печорина: через сопоставление с ним проявляются сильные черты главного героя. Причиною же трагического финала взаимоотношений этих героев становится различие в их характерах и взглядах на жизнь.

5.1 Как можно охарактеризовать Печорина по приведенном фрагменту.

По приведенном фрагменту дуэли с Грушницким, Печорина можно охарактеризовать как смелого, сильного и уверенного в себе человека. Он прекрасно контролировал себя, свои эмоции и следил за каждым движением противника, поразив этим Вернера. Главный герой знал, что пистолет его не заряжен, но не раскрывал своей догадки до конца, а причиною спокойствия были вера в фатализм, в понимании людей и в отсутствии ценности своей жизни. В душе он действительно сильно переживал, не спал и имел «лихорадочный» пульс, однако не показывал этого, надеясь на мирный исход: «…откажись от своей клеветы, и я тебе прощу всё»

5.2 Какую роль в раскрытии характеров персонажей «Героя нашего времени» М.Ю. Лермонтова играет психологизм?

Психологизм в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» играет важную роль в раскрытии характеров персонажей. Так, в приведенном фрагменте дуэли между бывшими сослуживцами, «друзьями» автор с помощью психологического приёма, заключающегося в изображении внешних признаков, мимики, поведения, описывает естественность Печорина, который не мог хладнокровно убить. Он был в напряжённом состоянии, «колени его дрожали», пульс был «лихорадочный», однако на лицо он был спокоен и уверенно настроен: «…слова я произнёс нарочно с расстановкой, громко и внятно…» Во время разоблачения подлости капитана, который в конце «замялся», и Грушницкого, столкнувшегося лицом к лицу со смертью, «опустив голову на грудь, смущённый и мрачный», автор, используя психологизм, показывает обреченность героя, его трусость и фальшивость.

6 Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы, в котором показана сцена дуэли. В чём схожа (или чем различается) это произведение с «Героем нашего времени» М.Ю. Лермонтова?

В отечественной литературе нередко упоминаются сцены дуэлей между двумя противоборствующими сторонами для полного раскрытия истинных характеров героев. Так, например, А.С. Пушкин в своём романе в стихах «Евгений Онегин» также описывает напряженную дуэль двух совершенно разных людей, разных характеров и взглядов на жизнь. Ленский вызывает Онегина сразиться за свою возлюбленную, ветреную Ольгу, с которой Евгений назло, желая отомстить за ложь о небольшом количестве гостях, начал танцевать на именинах Татьяны. Грушницкий вызывает Печорина с такой же целью: Григорий Александрович, играя чувствами и желая проучить фальшивого «фанатичного романтика», завоевывает княжну Мери – возлюбленную Грушницкого.

Различия же между Печорин и Онегиным заключается в равнодушном отношении Онегина к дуэли, от которой он не мог отказаться из-за мнения общества. Печорин же отнёсся к данному событию ответственно, взволновано, страдая бессонницей и задаваясь вопросами о смысле своего существования.

Характер Грушницкого, а точнее его желание «произвести эффект», не сравнится с наивным, неопытным характером юноши Ленского, который «сердечных мук еще не знал»

Таким образом, в каждом произведении сцены дуэли играют важную роль для наиболее яркого проявления тех или иных черт героев, а также становятся кульминационным моментом в противоречиях, возникающих между героями.

Сострадания или осуждения заслуживает Печорин? (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Михаил Юрьевич Лермонтов – великий русский писатель, создавший роман «Герой нашего времени» – вершину русской прозы первой половины 19 века, воспринимающийся современниками автора как «странный», но побуждающий огромное количество читателей изучать его и находить решения его загадкам.

На протяжении всего произведения, в котором логика повествования обусловлена не последовательностью событий, а развитием характера Григория Александровича Печорина, являющегося «…портретом…Однако не одного человека, а целого поколения», М.Ю. Лермонтов показывает нам представителя дворянства того времени, в котором «болезнь указана, а как ее излечить — это уж бог знает!» Анализируя поступки и поведение главного героя, читатель никак не может определиться: сострадания или осуждения засуживает Печорин? Однако именно такая задача и была у писателя: продемонстрировать противоречивость и неоднозначность натуры, её чувствительность и душевные смятения, её достоинства и недостатки.

Григорий Печорин – «страдающий эгоист», ведь он сам понимает какой вред наносит окружающим людям, пытаясь найти гармонию между собственными чувствами и разумом; он сам признается в том, что делает людей несчастными. Безрассудно и безжалостно обращается главный герой с женщинами, его цинизм доводит до крушения многих жизней. Выкрав Бэлу, он резко понимает, что «любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни», и в итоге губит её своим безразличием. Для того, чтобы проучить Грушницкого, Печорин играет с чувствами юной княжны Мери, нарушая ее душевное спокойствие. А попытка проучить Грушницкого обернулась его смертью. Печорин также приносит страдания Вере, которая ради любви к нему пожертвовала уважением своего мужа. Григорий Александрович «не способен к дружбе», он отказывается от товарищеских взаимоотношений, видя в них рабство. Он тревожит «честных контрабандистов», в результате его действий без деятельности остается слепой мальчик. Рассматривая все эти поступки, читатель безусловно осуждает главного героя за то, что он идёт на поводу своих желаний, становясь разрушительной силой в жизни многих людей.

Однако Печорин – тонкий психолог, а в самоанализе – сила его и в то же время слабость. После совершения каждого холодного поступка, он задумывается о смысле своего существования, страдает и разочаровывается не только в окружающих, но и в себе, ведь принося страдания другим, он и сам страдает. Главный герой одинок, его никто не понимает, и несчастлив, потому что у него нет возможности реализовать свои лучшие качества в жизни, а в нём горит жажда деятельности, но каждая попытка оказывается тщетною. В то же время Печорин обладает редким качеством – он честно и справедливо оценивает каждое своё действие, раскаивается, признаёт свои ошибки в журнале. Автор, используя приём психологизма, показывает умного и проницательного Печорина, который откровенно рассказывает о своей жизни, о своей глубокой неудовлетворенности.

Жизнь Печорина весьма трагична: молодость коротка, а смерть наступает внезапно. Он так и не смог найти своё место в жизни, избавиться от скуки, воплотить свои грандиозные цели, хоть и являясь столь сильною личностью.

Подводя итог, считаю обязательным дать более точный ответ: Печорин всё же заслуживает сострадания. Ведь всю ту боль, которую он причинил другим людям, он ощутил на собственной ноше; порой он делал всё не преднамеренно, а из-за проблем, находящихся не только в его душе, но и в обществе тоже.