Родине посвящено не одно лирическое произведение Михаила Юрьевича Лермонтова. Тема любви к отечеству всегда была близка поэту, но звучала несколько иначе, чем у других авторов девятнадцатого века. Объяснить это можно особенностями личности и характера поэта-бунтаря, а также, возможно, его мировоззренческой позицией.

Многие почитатели творчества Лермонтова взяли взгляд молодого автора на вооружение. В стихотворении «Родина» главную мысль он высказывает уже в первой строчке, где говорит о неоднозначности чувств к Отечеству. Лермонтов признается: «Люблю отчизну я, но странною любовью». Странность эта – есть необъяснимая холодность к тому, что составляет общепризнанно высокий предмет патриотического воодушевления, к «славе, купленной кровью», что есть достижения российской державности с её господствующим помещичьим классом и крепостничеством – угнетение простого народа. Этой холодности противопоставлена «непобедимая рассудком» симпатия к «оборотному» лику родины, представленному картинами простой русской деревни, красотами родной природы:

Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень…

Воспевая любовь к этому миру – миру крестьянского быта и природной красоты, автор рисует его образ без романтических преувеличений.

Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.

Особенно привлекает внимание некоторая обыденность этих строк. Что можно любить здесь: серость, простые запахи, белеющие берёзки – всё неярко, не броско, не приковывает наше внимание. Здесь нет пышных эпитетов и ярких метафор. Как поэт-романтик смог разглядеть всю эту неприметную скромность отечественного пейзажа? Он – любитель ярких зарисовок горного Кавказа?! Смог, потому что дорого, близко до щемящего чувства нежности, до слёз. Всё это кажется родным, дорогим.

С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно…

Ведь при внимательном взгляде видна явная бедность («изба, покрытая соломой»). Почему это так умиляет поэта? Возможно, здесь он увидел тот бесконечно кропотливый труд, то усердие, с каким русский мужик зарабатывает себе на хлеб, как старательно пытается выживать в этом суровом мире. И Лермонтов искренне сочувствует ему и выражает восхищение.

Но более всего поражают последние строки, где возникает образ мужицкого веселья. Эстет и романтик, воин и герой – здесь становится ближе к своему народу.

И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.

Искренняя радость слышится в этих строках, радость от удачного завершения утомительного труда, малое подобие благополучия и надежда на возможность выжить ещё одну зиму. От этого и лёгкое похмелье, и весёлая пляска, и несмолкающий разговор хмельных от удовлетворения крестьян.

Вот такая родина для замечательного поэта кажется дорогой и близкой, для такой родины хочется жить, такую родину хочется защищать.