«Герой нашего времени» – книга на все времена. Создавая свой нетленный роман, М.Ю. Лермонтов подвергает острой критике современное ему молодое поколение. Он пытается отстраниться от своего героя, утверждает, что Печорин – это не автор. Но герой во многом похож на Лермонтова, иначе зачем писателю надо с такой упорной настойчивость говорить об этом?

Новелла «Максим Максимыч» находится на границе повествования о судьбе героя, между рассказом о «странном» Печорине и «Дневником Печорина». В ней происходит встреча героев после длительной разлуки и это имеет очень важное значение в осмыслении образа главного героя.

Ещё до того, как повествователь встречает Печорина, происходит встреча Максима Максимыча с рассказчиком. О чём она свидетельствует? Рассказчик – человек светский, его уровень образования, манеры далеки от образа поведения замечательного и общительного штабс-капитана. Однако, имея «шапочное» знакомство с повествователем, он встречает его как старого «закадычного» приятеля: даже ударяет его по плечу. Повествователь пишет: «экий чудак». Чудачество, а значит непредсказуемость в поведении, считается в высшем свете дурным тоном. Этим примером автор пытается подчеркнуть неспособность Максима Максимыча понять сущность Печорина, хотя об этом Лермонтов говорил и раньше. А далее, после сытного обеда герои располагаются в разных частях комнаты, и рассказчик пишет: «Об чём нам было говорить?» Это не грамматическая ошибка, это подчёркнутое непонимание людей из разных социальных пластов.

Следующий этап перед встречей с главным героем – это описание его внешности, но теперь не словами необразованного вояки, а внимательного грамотного писателя, это тщательный анализ характера через внешний психологизм. Повествователь замечает и движение тела, рук, замечает взгляд, позу. Во всём он видит скрытный характер, погружённость в жизнь собственной души.

После такой подготовки встреча с живым Печориным должна быть определена. Максим Максимыч – хороший человек – не способен понять глубоких переживаний главного героя.

Однако все видят измученного штабс-капитана, который во что бы то ни стало торопится на встречу со старым «приятелем», его вид вызывает всеобщее сочувствие и неприятие поведения Печорина. Пожилой человек так торопится обнять аристократа, а тот всего лишь протягивает ему руку. Какой негодяй! Так читают все. Но что на самом деле? Пожатие руки в светском обществе – знак искренней и крепкой дружбы. Но Максим Максимыч считает этого мало, предлагает вспомнить Бэлу за бокалом вина и поеданием фазана… Это уместно? Говорить об умершей по его вине девушке – слишком тяжёлое испытание даже для такого «жестокого и коварного убийцы». Понимает ли это читатель? Не каждый.

Далее опытный глаз повествователя улавливает тончайший нюанс в поведении героя: он побледнел, отвернулся и принуждённо зевнул! И всё это только при упоминании имени девушки, перевернувшей жизнь Печорина.

Желая нейтрализовать такую активность в поведении штабс-капитана, главный герой даже обнимает своего бывшего приятеля, потому что он давно решил не вмешиваться в судьбы людей, зная, что это причиняет всем лишь боль, страдания и… смерть. Отталкивая Максима Максимыча, он, по сути, спасает его жизнь. Своей же он давно не дорожит. Ещё находясь в крепости, он говорил о своём решении умереть где-нибудь в Персии.

Таким образом, в этой новелле показывается весь трагизм судьбы Печорина, его предопределённость. Этим достигается усиление трагизма его судьбы.

Text.ru - 100.00%