«…Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отра­жение в поэзии тени его собственной личности» — в этих словах В.Г. Белинского представлено соотношение автора поэмы и его героя. Мцыри — не двойник Лермонтова, а скорее воплощение его мечты о внутренней гармонии, единстве с самим собой. Цельный, гармонич­ный характер Мцыри противопоставлен поколению личностей, раз­дираемых внутренними противоречиями («и царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови), к которым принадлежал и сам поэт («и ненавидим мы, и любим мы случайно…»).

«Смысл поэмы в том, чтобы прославить поиски, могущество воли, мужество, мятеж и борьбу, к каким бы трагическим результатам они ни вели» (Д.Е. Максимов). С этим стремлением связано и романтичес­кое пересоздание действительности Мцыри, в отличие от монаха, не сломлен жизнью.

Образ Мцыри, как правило, не вызывает трудностей. Поэтому остановимся только на некоторых аспектах поэмы, которые не все­гда понимаются достаточно глубоко:

  • проблема соотношения автора и его героя;
  • своеобразие композиции;
  • роль пейзажа;
  • элементы реализма в романе.

В лермонтовской лирике, лейтмотивом которой стало чувство одиночества, можно выделить две его ипостаси: это и способ про­тивостояния миру, нежелание слиться с бездушным и бездуховным окружением («Смерть поэта», «Как часто, пестрою толпою окружен…») и усталость от одиночества, стремление найти «род­ную душу», мольба о приюте («Листок»). Поэма «Мцыри» явля­ется как бы промежуточным этапом развития идеи: герой стре­мится от чуждого — к своему; от одиночества на чужбине — к слиянию с родиной. Ясность, определенность, конкретность идеа­лов Мцыри резко отделяют его от лирического героя, чьи идеалы абстрактны, неопределенны («Что ищет он в краю далеком? Что кинул он в краю родном?»).

В «Мцыри», как и в «Герое нашего времени», Лермонтов применя­ет своеобразный композиционный прием: задолго до финала сообща­ет о смерти Печорина, почти в самом начале поэмы — о возвращении Мцыри к монастырю. Действие, однако, не становится от этого ме­нее напряженным, только внимание перемещается с внешних собы­тий, результат которых уже известен, на внутренний мир героя. Поэтому одна глава рассказывает обо всей жизни Мцыри до побе­га, а все остальные — о трех днях на воле. Своеобразие течения художественного времени в поэме становится одним из действенных средств нагнетания напряженности. Это прежде всего субъективное отношение ко времени самого романтического героя:

…за несколько минут
Между крутых и темных скал,
Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность променял...

Три дня свободы противопоставлены всей жизни Мцыри:

Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил - и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.

Время в поэме очень насыщенно, максимально сконцентрированно; три дня вбирают в себя полноту человеческого существования: осуществление надежд и упоение свободой, бой с врагом и отблеск любви, уверенность в себе и тяжкое разочарование.