«…Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности» — в этих словах В.Г. Белинского представлено соотношение автора поэмы и его героя. Мцыри — не двойник Лермонтова, а скорее воплощение его мечты о внутренней гармонии, единстве с самим собой. Цельный, гармоничный характер Мцыри противопоставлен поколению личностей, раздираемых внутренними противоречиями («и царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови), к которым принадлежал и сам поэт («и ненавидим мы, и любим мы случайно…»).
«Смысл поэмы в том, чтобы прославить поиски, могущество воли, мужество, мятеж и борьбу, к каким бы трагическим результатам они ни вели» (Д.Е. Максимов). С этим стремлением связано и романтическое пересоздание действительности Мцыри, в отличие от монаха, не сломлен жизнью.
Образ Мцыри, как правило, не вызывает трудностей. Поэтому остановимся только на некоторых аспектах поэмы, которые не всегда понимаются достаточно глубоко:
- проблема соотношения автора и его героя;
- своеобразие композиции;
- роль пейзажа;
- элементы реализма в романе.
В лермонтовской лирике, лейтмотивом которой стало чувство одиночества, можно выделить две его ипостаси: это и способ противостояния миру, нежелание слиться с бездушным и бездуховным окружением («Смерть поэта», «Как часто, пестрою толпою окружен…») и усталость от одиночества, стремление найти «родную душу», мольба о приюте («Листок»). Поэма «Мцыри» является как бы промежуточным этапом развития идеи: герой стремится от чуждого — к своему; от одиночества на чужбине — к слиянию с родиной. Ясность, определенность, конкретность идеалов Мцыри резко отделяют его от лирического героя, чьи идеалы абстрактны, неопределенны («Что ищет он в краю далеком? Что кинул он в краю родном?»).
В «Мцыри», как и в «Герое нашего времени», Лермонтов применяет своеобразный композиционный прием: задолго до финала сообщает о смерти Печорина, почти в самом начале поэмы — о возвращении Мцыри к монастырю. Действие, однако, не становится от этого менее напряженным, только внимание перемещается с внешних событий, результат которых уже известен, на внутренний мир героя. Поэтому одна глава рассказывает обо всей жизни Мцыри до побега, а все остальные — о трех днях на воле. Своеобразие течения художественного времени в поэме становится одним из действенных средств нагнетания напряженности. Это прежде всего субъективное отношение ко времени самого романтического героя:
…за несколько минут
Между крутых и темных скал,
Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность променял...
Три дня свободы противопоставлены всей жизни Мцыри:
Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил - и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.
Время в поэме очень насыщенно, максимально сконцентрированно; три дня вбирают в себя полноту человеческого существования: осуществление надежд и упоение свободой, бой с врагом и отблеск любви, уверенность в себе и тяжкое разочарование.
Читаемое в разделе:
- Сочинение на тему «Творчество М. Ю. Лермонтова»
- Система образов в романе «Герой нашего времени»
- Фатализм в судьбе и жизни Печорина. Сочинение
- Печорин и Лермонтов
- Особенности композиции романа «Герой нашего времени»
- Сочинение по роману «Герой нашего времени» на тему: Печорин глазами Бэлы
- Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова