Михаил Юрьевич Лермонтов для нас прежде всего поэт, но, как это ни странно, вершина его творчества — в прозе, в романе «Герой нашего времени». И к вершине этой он пришел не сразу — мастерство его оттачивалось годами. В итоге автору удалось изобразить человеческий характер, неординарный тип со всеми свойственными ему терзаниями. Психология героев — самое главное для Лермонтова, и мне кажется, что в её раскрытии играют огромную роль портретные описания. Не стоит забывать о том, что Лермонтов — не только поэт и прозаик, а еще и художник. И все оттенки человеческой внешности он подмечал и умел изобразить.

Изображение чьей-либо внешности, как и любые другие художественные приемы, служит у Лермонтова основной цели — как можно полнее передать внутренний мир героя. Попытки использовать для этого портрет были ещё в ранних прозаических опытах Михаила Юрьевича — в романе «Вадим». Резкость красок — вот основное свойство портретов этого периода. Здесь нет полутонов, все ярко и однозначно. Эпитеты «ангельский» и «дьявольский» дополняют картину, традиции романтизма здесь еще сильны, и Лермонтов в «Вадиме» стремится наделить своих неординарных героев неординарной внешностью.

Портрет приобретает гораздо большее значение в последующей прозе Лермонтова —- «Княгине Литовской» или в «Герое нашего времени». Если в первом из этих романов главный герой — Печорин — имеет внешность, абсолютно совпадающую с внешностью самого Лермонтова, то в более позднем «Герое нашего времени» Печорин на автора не похож. И этот образ становится менее автобиографичным. Интересно, что образ Веры почта не изменился. Лермонтов не стал менять внешность героини, оставив её такой, какой она была в «Княгине Литовской».

В «Герое нашего времени» автор часто повторяет одну и ту же деталь, не давая подробного описания персонажа. Детали эти — огромные глаза Бэлы, толстая солдатская шинель Грушницкого, болезненная бледность Веры — помогают читателям создать облик персонажа почти без участия автора. И, конечно же, огромное внимание — почти целую страницу! - автор уделяет описанию главного героя романа — Печорина. Здесь ясно виден принцип контраста. Мы уже поняли, что Печорин — личность яркая, выдающаяся, неординарная. И Лермонтов своим описанием еще раз подчеркивает исключительность героя.

Все контрастно в его облике, и внешнее и внутреннее: начиная от противоречащих друг другу темных усов и светлых волос и заканчивая печальными глазами на смеющемся лице. Пыльный сюртук и чистое белье, крепкое сложение и «первичная слабость», первое и последующее впечатление о его возрасте... И читателя такая необычайная контрастность в образе героя неизбежно должна натолкнуть на мысль о глубоких внутренних противоречиях в его душе. По крайней мере, Лермонтов этим описанием сразу заставляет читателя задуматься и дает Печорину какое-то странное обаяние.

Еще одна особенность лермонтовских портретов — неуловимость внешности, неуловимость выражения лица. Эпитет «неизъяснимый» — один из наиболее частых у Лермонтова. Неясность, неопределенность — во многих его портретах. Мастерство автора бесспорно. Да, часто он не описывает героев, но заставляет читателя ясно представлять себе всех, о ком идет речь к романе. И мы понимаем, что это связано со стремлением максимально точно передать внутренний мир героев.