Я странен... а не странен кто же?...
А. С. Грибоедов

Автор и герой... Они, конечно же, близки в поэзии, почти равны. Но в прозе дистанция между ними гораздо больше, даже если речь и идет о прозе поэта. И, анализируя образ Печорина из романа «Герой нашего времени», ни в коем случае нельзя забывать и о другом Печорине — из «Княгини Лиговской». В какой-то мере он предшествует Печорину из «Героя нашего времени», но разница между этими двумя образами очень большая. Первый (хронологически) Печорин во всем отличается от второго, но очень похож на Лермонтова. Внешне он некрасив, автор описывает его примерно так: невысокий, коренастый, темноволосый и темноглазый молодой человек, с некрасивым, но живым лицом. Таким мы видим его на страницах «Княгини Лиговской». А теперь возьмите автопортрет поэта. Не правда ли, очевидно, что в образе Печорина Лермонтов изобразил самого себя?!

И внутренний свой мир он полностью отдал герою «Княгини Лиговской». Печорину здесь свойственны необычайные внутренние терзания и противоречия. И сквозь завесу литературных приемов, сквозь сюжет и композицию мы видим, что Печорин — это сам Лермонтов... Дистанция между автором и героем «Княгини Лиговской» практически отсутствует...

Совсем иного Печорина видим мы в более позднем романе Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени». Все то, что могло бы натолкнуть читателя на мысли об идентичности автора герою, отсутствует. Печорин здесь красив — Лермонтов много раз подчеркивает, что он нравится женщинам. Его любят Бэла, Вера, Мери... И даже в подробном описании героя нет ни малейшего сходства с автором... И этот Печорин тонко чувствует, тонко мыслит. Но с первых страниц он вызывает у нас только отрицательную реакцию. Лишь позже Лермонтов раскроет мотивы его странного, на первый взгляд, поведения, когда раскроется  внутренний мир его героя в дневниковых записках.

Интересно, что образ Веры — единственной любимой женщины героя — абсолютно одинаков в обоих романах, вплоть до внешности. Это свидетельствует о том, что автор работал над образом именно Печорина.

Художественные задачи романов совершенно разные. В «Герое нашего времени» Печорин ни в коем случае не должен был восприниматься читателем как alter ego автора, и Лермонтов проводит очень тонкую границу. Но все равно мы чувствуем их необычайную близость. Да, Печорин близок Лермонтову, как, пожалуй, ни один герой не близок своему автору. Ведь, кроме лермонтовской прозы, мы знаем еще его стихи. Конечно, нельзя ставить знак равенства между Печориным и лирическим героем поэзии Лермонтова, но, на мой взгляд, это почти одно и то же... В них много общего. Внешняя холодность и безразличность, странным образом сочетающаяся с внутренней решимостью; огромный творческий потенциал, который не успел использовать Лермонтов и не мог использовать его герой... И горькая, безысходная судьба...