1. В 1918 году в предисловии к поэме Владимир Маяковский писал, что считает это произведение «катехизисом сегодняшнего искусства». В поэме четыре главы – четыре «Долой!»: «Долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «долой ваш строй», «долой вашу религию». Эпиграфом второй главы можно взять слова «Долой ваше искусство».

2. Вторая глава, как и первая – крик и боль. Но здесь иначе расставлены акценты. Вся вторая глава – о поэте и поэзии.

3. Что такое поэзия? Это не «пиликающие рифмы», не «из любвей и соловьев какое-то варево». Лирический герой ненавидит такую поэзию, как ненавидит и поэтов, поющих «и барышню, и любовь, и цветочек под росами», названных «присосавшимся приложением к каждой двуспальной кровати».

4. Он не противопоставляет высокое и низкое, достойное поэзии и недостойное. Его «я» вмещает в себя весь мир, и ответственность за него, и любовь к нему. Его поэзия должна вместить в себя самую актуальную злобу дня, всё «низкое» сделать «высоким»:

Мы с лицом, как заспанная простыня, с губами, обвисшими, как люстра…

5. При всем новаторстве – традиционное возведение поэта в ранг пророка. Современный пророк – «крикогубый Заратустра», который проповедует, «мчась и стеня», но судьба его все та же: Голгофа, распятие, и дар окровавленной души. И еще любовь, на которую способен только пророк:

…и не было ни одного,
          который
            не кричал бы:
                 «Распни,
                    распни его!»
Но мне —
    люди,
      и те, что обидели —
             вы мне всего дороже и ближе.