«Пророк» – одно из самых необычных, запоминающихся стихотворений Александра Сергеевича Пушкина. Здесь нет лиричности, чувственности, но присутствует нечто более масштабное, грандиозное, затрагиваются темы мироздания, истины, божественного познания, высокой и ответственной миссии поэта.
На протяжении всего стихотворения чувствуется связь с библейскими мотивами: появление серафима, превращение поэта в пророка. Если вспомнить пророков в Библии, то их основной миссией было провозглашение воли Бога, они были наделены особой властью, даром, с помощью которого творили события, которые помнят спустя много веков. Так и в стихотворении проводится параллель между ролью пророка и ролью поэта. Поскольку поэтический талант тоже является божественным даром, то и предназначение у него схожее – вести за собой людей, проповедовать своим творчеством истинные ценности, «глаголом жечь сердца людей». Такой дар дает его владельцу практически безграничную власть над человеческими сердцами, он способен повлиять на самые тонкие струны души, на мысли, на эмоции, поэтому ответственность у поэта очень и очень высока.
Рассмотрим подробнее то, как эту мысль наглядно показывает автор, то есть всё происходящее с лирическим героем. Начинается действие в пустыне, где он ходит «духовной жаждою томим». Можно предположить, что человек пребывает в тяжелом эмоциональном состоянии, возможно, он перестал видеть ценность в материальных вещах и теперь не знает, как вновь обрести стремление к жизни и новый смысл в ней. Поэтому, движимый духовными порывами, он удалился от мира людей, чтобы прислушаться к чему-то высшему, чем обыденность. Здесь снова проводится аналогия с религией, когда отшельники уходили жить в горы, пустыни, чтобы молиться.
Далее возникает шестикрылый серафим «на перепутье», и это также можно интерпретировать не как реальное место, а как духовные метания лирического героя, его состояние. Потом начинается физическое преображение человека в пророка. Ему дается самое важное – видеть, слышать, чувствовать и, конечно же, говорить. Серафим прикасается к его глазам, к его ушам, и новым слухом герой слышит все звуки мироздания одновременно: от жизни у «лозы» до самых вершин – «горних ангелов». Вместо праздного языка в устах героя теперь «жало мудрыя змеи», а вместо трепетного сердца горящий огнем угль. Такую метафору можно интерпретировать как то, что в Библии огонь является символом присутствия Бога, очищения, преображения.
Данному внешнему превращению посвящается большая часть стихотворения, так демонстрируется сложный, болезненный переход к новому состоянию. Автор использует слова «кровавый», «труп», «вырвал», «рассек мечом». Таким образом, показывается, что это не только дар, но и испытание. Все слабости, свойственные человеку, Пушкин облекает в такие эпитеты, как «грешный», «празднословный», «лукавый», «трепетное». Заменить все это потребовалось для того, чтобы лирический герой, став истинным пророком, сумел передать людям всю суть открывшегося ему знания, мудрости. Обычный человек не в силах этого сделать. Теперь герою предстоит отречься от всех земных волнений, искушений и страстей, посвятив свою жизнь проповедованию и служению на благо человечества.
Далее сам Бог воззвал к герою, который, после своего преображения, лежал в пустыне, «как труп». К этому можно отнести не только физическое измождение, но и духовную перемену, на которую потребовалось очень много моральных сил. Приказ восстать, идти по миру, смотреть и внимать ему, но самое важное – исполниться его волей. И только после этого говорить об этом народу. Здесь Пушкин вновь напоминает об ответственности поэта. Его творчество, его глас призван нести миролюбие, любовь к ближнему, красоту и духовность.
В целом, главная мысль стихотворения заключается в том, что автор создает образ идеального поэта, который, как и пророк, используя данную ему силу, несет в мир мудрость и нравственность.
***