Роман в стихах — форма совершенно особая. Она, как ни одна другая форма романа, дает автору возможность незримо присутствовать при общении читателей с персонажами. Стихотворная форма волнует гораздо сильнее, чем прозаическая, лучше передает чувство автора. Любое слово в стихах приобретает особый оттенок.

Своеобразный характер придает роману «Евгений Онегин» и постоянное участие — самого поэта. Онегин встречается с автором в Петербурге и в Одессе, у автора хранится письмо Татьяны («его я свято берегу»), он рассказывает нам, прерывая ход событий романа, об эпизодах свой биографии, делится своими размышлениями, чувствами, мечтами. В форме «лирических отступлений» Пушкин включил в свой роман множество прекрасных лирических стихотворений, поэтическое выражение своей души, своих

Ума холодных наблюдений
И сердца горестных замет.

Пушкин созвал особую форму для своего лирического романа, и форма эта идеально соответствует желанию автора быть в то же время и действующим лицом произведения. Стихи в «Евгении Онегине», в отличие от большинства других произведений крупных поэтических форм, не текут непрерывным потоком, а разбиты на небольшие группы строчек — строфы, по 14 в каждой. Определенное, очень интересное расположение рифм делает «онегинскую строфу» яркой по звучанию (интересно, что в строфе романа 14 строк, как в классическом сонете). Рифмовка строфы выстроена так, что ход изложения должен то и дело прерываться. Этим с огромным искусством пользуется Пушкин. Он то и дело вставляет по ходу действия романа свои собственные суждения, замечания. Таким образом, читатели все время ощущают почти реальное присутствие автора в романе. Более того, создается ощущение непосредственно живой беседы, в которой Пушкин — не только автор и рассказчик, но и главное действующее лицо...

Он с легкостью переходит от одной темы к другой, от рассказа к лирическому излиянию или размышлению, а когда ему нужно вести непрерывный рассказ, он делает этот так мастерски, то мы и вовсе не замечаем перехода от одной части к другой, от строфы к строфе. Пушкин заставляет читателя размышлять над глубокими причинами печальных ошибок героев романа. Ведь финал «Евгения Онегина» и открытый, и закрытый одновременно. С одной стороны, в душе главного героя произошли глубокие перемены, он смог полюбить. Это, безусловно, хорошо. Но, с другой стороны, Онегин и Татьяна не смогут быть вместе. И получается, что два человека, с таким трудом нашедшие свою любовь, никогда не смогут воспользоваться её плодами. Они никогда не будут вместе... Вот над этим-то и размышляем мы, листая такие привычные, знакомые до боли, но все-таки каждый раз новые и неизведанные страницы романа.

И с нами говорит Пушкин. Это он встречается с Евгением Онегиным, это он рассказывает нам историю его жизни, это он, заглядывая через плечо Татьяны, тихо-тихо диктует ей волшебные строки её письма...