Хронология Пучаевского бунта хорошо известна – 1773-1775 гг. Именно в это время необходим был вождь, который смог бы встать во главе народа, выразить интересы крепостного крестьянства и повести за собой. Таким человеком оказался Емельян Пугачев, и этот выбор истории нельзя назвать случайным. Образ и характеристика Емельяна Пугачева представлена в романе «Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина. Это последнее завершенное и опубликованное при жизни прозаическое произведение поэта.

Емельян Пугачев – донской казак. Возраст около 40 лет. Он – самозванец, пьяница и бродяга, выдающий себя за императора Петра III «… пьяница, шатавшийся по постоялым дворам, осаждая крепости и потрясая государство!», «…учиня непростительную дерзость принятием на себя имени покойного императора Петра III…»

Харизма Пугачева органично соединилась с сакральной ценностью царской власти. Это усиливало ощущение им своей избранности. Ему необходимо было постоянно «лепить» в сознании «подданных» свой образ как истинного царя. Вживанию Пугачева в роль Петра III способствовал и внешний вид. О внешности Емельяна Пугачева известно следующее:

Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь, живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы были обстрижены в кружок, на нем был оборванный армяк и татарские шаровары…

Нарядная, изукрашенная одежда – важный элемент в формировании образа Емельяна Пугачева.

…на нем был красный казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза…

Названный император в глазах поданных непостижимым Божественным образом соединялся с Богом. Поскольку сакральная природа вождя сомнений у повстанцев долгое время не вызывала, он полагал возможным распоряжаться душами людей: печься об их спасении, либо лишать их возможности жить. Вероятно, сознанием права вершить «высший суд», следует объяснить тот факт, что самозваный император публично призывал к насильственным расправам. Казни становились основой народной веры в Пугачева, как «истинного царя», их часто приурочивали к приезду названного. Он – жестокий, кровожадный человек: «…я вспоминал об опрометчивой жестокости, о кровожадных привычках того, кто вызвался быть избавителем моей любезной!..»

У Пугачева на теле есть шрамы, которые он называет «царскими знаками» (как если бы он был настоящий царь): «…А в бане, слышно, показывал царские свои знаки на грудях: на одной двуглавый орел величиною с пятак, а на другой персона его…» Пугачев понимает, что он злодей, но он уже не может остановиться. «Поздно мне каяться. Для меня не будет помилования. Буду продолжать, как начал».

Таким образом, образ Емельяна Пугачева в романе «Капитанская дочка» создан А.С. Пушкиным на основе глубокого, разностороннего изучения исторических источников. Основными принципами отбора исторического материала являются детализация в описании образа, связь с мифологией и фольклором. В сюжетно-содержательном плане роман разносторонне изображает главного героя. В образе Пугачева проявляются мистические черты (намеки на оборотничество и связь с нечистой силой) вместе с тем, материал отобран так, что законность власти Пугачева в глазах народа представляется неоспоримой, а характеристики его образа соответствуют народным представлениям о царе.