Одной из проблем романа Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» является проблема трагичности судеб главных героев. В чём их трагедия, почему молодые люди не обрели счастья? Кто виноват в том, что их пути разошлись?

Причина не только в разности характеров, не только в том, что Татьяна – русская душою, а Онегин – «денди лондонский», подобный ветреной Венере. И не в том, что они не услышали друг друга – диалога не состоялось. Она пишет – он читает проповедь; он пишет – она читает отповедь. Во многом виновато то общество, которое их окружало. Это сначала дворянство поместное, а впоследствии петербургский свет.

Каждый круг представлен по принципу линейной перспективы. На переднем плане изображено несколько героев этого общества, а затем типичные черты всего круга. «Чинная толпа» поместного дворянства представлена в романе целой галереей типов: дядя Онегина, родители Татьяны, соседи Онегина и Ленского по деревне, гости на именинах. Жизнь для них — обряд, и все они томятся скукой. Однако если Онегин «ничем заняться не умел» и везде «равно скучал», то каждый из «чинной толпы» пытается найти себе занятие в соответствии с характером и духовными запросами. Великолепно показана жизнь дяди Онегина, буквально в одной строчке: «в окно глядел и мух давил», и всё это на протяжении сорока лет. Для простодушных Лариных «квас как воздух был потребен», Зарецкий «трибун трактирный», «отец семейства холостой». Чем занимаются деревенские жители «от делать нечего»? Они занимаются бытом. Старушка Ларина «езжала по работам, солила на зиму грибы, вела расходы, брила лбы…служанок била осердясь…» Все представители поместного дворянства примитивны, их потребности в основном располагаются в области физического тела. Недаром Татьяна видит в своём пророческом сне гостей в образе чудовищ, которые готовы уничтожить героиню. И их приезд на именины зеркально отображает сцену страшного сна. Фамилии помещиков точно передают их сущность, совсем в традициях классицизма.

… Приехал толстый Пустяков;
Гвоздин, хозяин превосходный,
Владелец нищих мужиков;
Скотинины, чета седая,
С детьми всех возрастов, считая
От тридцати до двух годов;
Уездный франтик Петушков,
Мой брат двоюродный, Буянов…

Животность облика, отсутствие духовных запросов, эстетических интересов, невежество – всё это неприемлемо для главных героев романа. Но, презирая поместное дворянство, Онегин не способен подняться над своим предубеждением, быть осуждённым этими людьми. И происходит трагедия, в результате гибнет Ленский, Татьяна остаётся в одиночестве и теряет надежду на любовь Евгения.

Встреча с Татьяной в петербургском свете стала полной неожиданностью для Онегина. Прошло три года, а от деревенской девочки не осталось и следа. Татьяна хорошо усвоила урок своего «наставника»: учитесь властвовать собою. Петербург – царство благопристойного лицемерия. Здесь всё холодно совсем по-северному. Не допускаются ни эмоции, ни чувства. Все носят маски. В первой главе Пушкин, описывая жизнь своего героя, рисует его неоднократную смену нарядов на протяжении всего дня. Однообразное течение светской жизни приводит Онегина к тому, что он тоже надевает маску: «Но к жизни вовсе охладел. Как Child-Harold, угрюмый, томный», он стал являться в салонах, демонстрируя свою скорбь по утраченным иллюзиям. В восьмой главе Пушкин подчеркивает, что Петербург не терпит недобросовестного исполнения роли. Однако Евгению уже не до позёрства, он является в салонах «угрюмый, неловкий» и трудно не поверить в искренность его чувств. Татьяна презирает всю эту ветошь маскарада, но она играет по правилам своей новой роли и не может выйти за установленные рамки. В московском свете мы видим только Татьяну, её появление там обсуждается всеми, причём без учёта такта и уважения.

Архивны юноши толпою
На Таню чопорно глядят
И про нее между собою
Неблагосклонно говорят.

Консерватизм барской Москвы, её упрямая старина, самодовольство кузин кажется смешным и нелепым. Татьяне душно, она уносится в своих мечтах в свой сад, где всё было так мило и по-простому добродушно.

Оппозиция героев ко всем кругам общества очевидна. Они одиноки, хотя всегда окружены толпами людей. И каждый круг внёс свою лепту в крушение надежд и сделал любовь героев невозможной.

Хотя основным предметом внимания Пушкина в «Евгении Онегине» не было изображение высшего света, поэт сумел показать в романе широкую панораму всей русской жизни своего времени: московского общества, петербургского света и мелкопоместного дворянства, городского и сельского простонародья. Именно эту сторону романа имел в виду В.Г. Белинcкий, называя «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни».

Внешние приметы жизни различных социальных групп не являются для Пушкина целью изображения. Чаще всего описание бытового поведения служит созданию атмосферы духовного (или бездуховного) бытия. Читателю нашего времени иногда трудно понять сложность и неоднозначность пушкинского отношения к своим современникам, не в последнюю очередь обусловленного самой противоречивостью их внутреннего мира. В «Евгении Онегине» сатирическое отношение к свету, знакомое нам по комедии Грибоедова «Горе от ума», переплетается с изображением тех важных и значимых для Пушкина сторон жизни, в которых «почти исключительно выразился прогресс русского общества».