В одном из лучших своих произведений, имеется в виду роман-хроника «Господа Головлёвы». Салтыков-Щедрин изображает дворянскую семью, спасенную после крестьянской реформы от разорения энергией деловитой Арины Петровны — матери многочисленного семейства. На фоне этого помещичьего хозяйства Салтыков-Щедрин дает незабываемую картину морального разложения средней дворянской семьи, поместив в центре событий Порфирия Головлёва, или как звали его все домашние — Иудушку. Если бы Салтыков-Щедрин дал русской литературе только одно это произведение — и тогда его имя было бы бессмертным. Роман-хроника «Господа Головлёвы», без всякого колебания, может быть поставлен в одном ряду с самыми великими произведениями классической литературы.

Порфирий Головлёв, или Иудушка — это беспощадный хищник, облекающий все свои стремления в блудливый тон мнимого сочувствия и сожаления. Его нельзя даже назвать просто лицемером, потому что ложь и сокрытие своих намерений сделались как бы его второй природой — маска плотно приросла к лицу. Жажда приобретательства, во имя которого нет пощады даже самым близким людям, бесконечное пустословие, способность метать потоки слов и облекать всякую гадость в форму елейного смиренномудрия — такова жуткая натура Иудушки. В этой хронике Салтыкова-Щедрина есть незабываемые сцены. Достаточно указать на эпизод второй главы, где умирающий Павел Головлёв выслушивает вздохи и сожаления Иудушки, на самом деле ждущего смерти брата, — чтобы отметить огромную художественную ценность этого произведения. Следует обратить внимание на сцену, где Салтыков дает сочетание портретной обрисовки и диалога. Это сочетание приводит к тому, что вы поистине чувствуете образ Иудушки во всей его законченности. Павел Владимирович, ненавидя своего братца Порфирия, только в силу своей физической немощи должен выслушивать его лицемерные соболезнования, отчетливо понимая, что Иудушка ждет его смерти, дабы прибрать его долю имения к своим рукам.

Очень важную добавочную черту, вскрывающую один из оттенков религиозного ханжества и цинизма Иудушки, дает Салтыков-Щедрин, изображая отношение Порфирия Головлёва к своей племяннице — Анниньке. Будучи уже опереточной актрисой с соблазнительной внешностью, она производит соответствующее впечатление на своего дядю - Порфирия Головлева. И вот Иудушка облекает свои поползновения в такие характерные для него тона. Аннинька получает от него записку, где было начертано в иудушкином стиле следующее: «Сегодня я молился и просил боженьку, чтобы он оставил мне мою Анниньку. И боженька мне сказал: возьми Анниньку за полненькую тальицу и прижми её к своему сердцу». И даже Аннинька, уже привыкшая к закулисным опереточным выкрутасам, растерялась от этого цинизма.

Но и второстепенные персонажи в этом романе обрисованы с большой четкостью.

Гибнет сын Иудушки Петя, лишенный материальной поддержки отца, умирает снедаемая тоской его мать Арина Петровна. Особенно сильное впечатление производит судьба двух племянниц Порфирия Головлева — Анниньки и Любиньки. Уехав из своей Погореловки, эти бывшие институтки делаются опереточными актрисами. Широкими мазками Салтыков-Щедрин изображает всю картину жизни провинциальных актрис и их поклонников, вроде забулдыги купца Кукишева или прожигателя жизни бывшего гусарского штаб-ротмистра, земского деятеля Люлькина. Все эти страницы, дающие картину неуклонного падения на дно жизни Анниньки и Любиньки, замыкаются жутким трагическим финалом. Эти страницы искусно связываются писателем с исходным пунктом жизни этих сестер — с картиной дворянского оскудения, которое после падения крепостного права и торжества капитализма привело к разорению многие средне-дворянские гнезда.

Разложение помещичьей семьи замыкается общей тоскливой картиной жизни в Головлёвке. Оставшись одиноким Иудушка приходит к жалкому прозябанию и отупению. Наложница Иудушки Евпраксеюшка прибирает его к рукам. Приехавшая в Головлевку после смерти Любиньки Аннинька пьет водку и поет Евпраксеюшке под гитару песни из своего репертуара. Аннинька чувствует себя конченным и заживо погребенным человеком. Салтыков-Щедрин подробно вводит нас в характер ее тоскливых пережиданий, окрашенных лирикой безысходной грусти, и вместе с тем писатель дает понять, что гибель Анниньки была предопределена всеми условиями постылого поместно-усадебного гибнущего существования.

Но, показав нам эту картину гибели помещичье-дворянской семьи, автор на этом не останавливается. В нем берет верх человек, верящий в возможность нравственного презрения. Когда Иудушка почувствовал кругом себя мертвое поле — его охватил страх. Быть может, в этом изображении прозревшего Иудушки, заболевшего муками совести, Салтыков-Щедрин немного и отступил от жизненной правды; быть может, здесь сказалось романтическое настроение писателя, прошедшего когда-то в юности через влияние французских романов эпохи сроковых годов — В. Гюго и Ж. Занд. Пусть будет так. И все же эти последние страницы остаются глубоко волнующими: они не устраняют основного впечатления от общей картины морального разложения обитателей помещичьей усадьбы.

Text.ru - 100.00%