В серьёзнейшем произведении мировой литературы – романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» есть такие моменты, над которыми просто невозможно не посмеяться. Давайте же разберёмся, как комические сцены помогают понять серьезные вопросы, которые автор задаёт в своём романе.

Начнём с любимых героев Толстого – Наташи и Пьера. Они уже в самом начале романа попадают в неловкие ситуации.

Самая очаровательная героиня, полюбившаяся многим читателям, Наташа Ростова появляется довольно неожиданно, и её появление вызывает бурные эмоции, как у гостей, так и у читателя, а также негодование родных на непоседливую именинницу. Эти открывшиеся с грохотом двери и вбежавшие в гостиную с громким смехом дети, в центре которых – Наташа, символичны. В жизнь Андрея Болконского Наташа войдёт также неожиданно и внесёт в его душу ураган, похожий на тот, который она внесла в гостиную в день своих именин. Толстой словно готовит читателя к тому, что нечто похожее через некоторое время повторится. Стоит отметить, что Наташина выходка была прощена родителями, и читатель видит, что это не первое и не последнее прощение и понимает, что Наташа - избалованный ребёнок, привыкший получать всё, что хочет. Это тоже сыграет большую роль в романе. То же самое мы видим в другом эпизоде именин, где Наташа громко разговаривает за столом и не обращает внимания на замечания старших.

Комична и сцена признания в любви Бориса Наташе. Признание и поцелуй Наташа почти выпросила у Бориса, а это показывает, как она еще неопытна и не умеет правильно общаться с противоположным полом. Борис и Наташа выглядят глупыми и наивными.

Другой любимый герой Толстого – Пьер Безухов, человек оригинальный, единственный в своём роде. Автор добродушно смеётся над неуклюжестью героя, но не забывает сказать о его добром нраве и бескорыстной душе.

Своеобразие Пьера на этом не заканчивается. Это один из тех героев романа, принадлежащих к «изменяющимся героям». В первом томе Пьер ведёт разгульный образ жизни и у него не получается его бросить. Он обещает Андрею Болконскому, что не будет ездить на вечера к Курагину, но через пару часов забывает о своём обещании. В этом эпизоде читатель узнает о большой физической силе Безухова. Именно в эту ночь происходит знаменитый скандал с квартальным, в котором Пьер становится центральным лицом.

Далее комическое переплетается с трагическим. Если бы не смерть отца и новый статус в обществе, который приобрел Пьер, неизвестно, когда бы он бросил разгульный образ жизни.

Но на этом комические истории в жизни Пьера не заканчиваются. Ни разу в жизни не беря в руки пистолет, Пьер вызывает на дуэль Долохова. Это говорит о Пьере не только как о человеке нерассудительном, но и как о человеке, который может отстоять свою честь и не позволит дать себя в обиду.

Потом он увлекается масонством, а в 1812 году ему приходит в голову нелепая мысль, что в его руках судьба всего человечества и на него свыше возложена миссия: убить Наполеона. Для того чтобы совершить задуманное, Пьер отправляется на войну и попадает в самое пекло сражения. Солдаты смеются над «барином» во всём белом, ходящим между пушками. Невозможно отрицать, что Пьер выглядит очень нелепо, но стоит отметить его мужество и веру в поставленную цель.

Василий Курагин глупо ведёт себя, осуждая Кутузова до тех пор, пока он находился во всеобщей немилости. Когда же Кутузов становится главнокомандующим, Курагин при всех восхищается им и превозносит его. Это характеризует его как глупого человека, не имеющего своего мнения. Его переменчивое отношение к Кутузову также можно оценить, как желание быть на сильной стороне, которой принадлежит основная масса, а не той, которой на самом деле принадлежит правда.

Очень смешны и жалки Анна Михайловна и княжна, борющиеся за портфель с документами. В этой сцене Толстой высмеивает жадность, бессмысленное стремление людей к земным благам и их готовность пойти на подлость ради достижения цели.

Вот так, проанализировав некоторые, казалось бы, незначительные сцены «Войны и мира» мы открыли для себя много нового. А это в очередной раз доказывает, что роман-эпопея Толстого – действительно масштабное произведение не только по своему объёму, но и по своему содержанию, и каждый человек, каждое поколение в праве толковать этот бессмертный шедевр по-своему.

Text.ru - 100.00%