Роман «Война и мир» поистине великолепен и многогранен: он освещает все стороны жизни русского общества конца 18 начала 19 века. Будь то дворянство, простой народ, солдаты или великие люди того времени – обо всех написал Толстой, раскрывал их достоинства и недостатки, предпринял попытку воссоздать их мысли и стремления, воплощая широкие массы общественности в конкретных ярких и объемных образах, Л.Н. Толстой смог осуществить задуманное: он написал историю народа.

Героизм и патриотизм принято воспринимать как нечто поражающее, некое благо, высшую добродетель человека. Но, читая роман «Война и мир», не всегда можно понять и разглядеть истинно героические поступки. Все, кто болеет душой за родину, кому не безразлична судьба своего народа, кто ощущает страдания и муки своей земли - все они патриоты. Но почему же не все предстают героями? Разве Андрей Болконский, подхвативший знамя в разгар Аустерлицкого сражения и с боевым кличем понесшийся навстречу врагу, не является героем? После своего разочарования в прелестях славы и переосмысления жизни он вновь вступил в войну (уже в роли командира полка) и грамотно растолковал исход многих битв: «сражение выиграет тот, кто твердо решил его выиграть… и кто будет злее драться… Завтра, что бы ни было, мы выиграем сражение». А его отец говорил: «Помни одно, князь Андрей, коли тебя убьют, мне, старику, больно будет... А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет... стыдно!» Он жадно следил из своего имения за событиями, разворачивающимися в русской армии и Европе, переживал вместе со всеми неудачи в битвах, хотя и скрывал боль за всеобщее бедствие насмешками над Наполеоном. Разве он – не герой? Само это понятие не вписывается в определение данного образа, так как Толстой изобразил всю их жизнь, их недостатки, слабости и жалкие стороны. Если бы мы знали лишь их переживания за судьбу народа или подвиги, нам было бы легче воспринимать этих людей как истинных патриотов и героев своей страны; они предстали бы перед нами во всем величии, во всей красоте, силе и мужестве.

Несомненным героем в изображении Л.Н. Толстого является Кутузов, главнокомандующий русской армии. И, хотя автор романа описывает нам одряхлевшего старика, вся сила заключена в его духе, в его внутреннем мире. Не раз на страницах романа встречаются фразы вроде этой: «…Кутузов и русская армия…». О чем они говорят? Кутузов был вторым отцом для каждого солдата, его мощь и вера в русскую армию воплощалась в действиях рядовых офицеров и воинов, он был символом освободительной войны 1812 года. Кутузов как будто выше всех в его моральных и нравственных ценностях, он не поддается влиянию слабости или славы – они ему ни к чему. Он, по сути, обычный русский солдат, всей душой переживающий за будущее своей страны, сосредоточивший их воодушевление в своем сердце, твердо уверенный в победе. Он не строит планы даже на ближайшее сражение, с явным пренебрежением относится к диспозициям и, в отличие от других полководцев, ясно понимает состояние русских войск в данный период войны. Наряду с естественным ходом событий Толстой много рассуждает, кажется, вместе с Кутузовым, почему приходится принимать то или иное решение. И приходит к выводу, что Кутузов – великий полководец уже хотя бы потому, что не пытается менять предначертанное судьбой, предоставляет волю случаю и часто принимает решения в последнюю минуту с учетом всех данных, известных ему. Разве Кутузов после этого – не герой? Разве поступки, совершенные против воли других полководцев, часто неодобряемые и оспариваемые, не являются героическими? Вся его непоколебимость перед лицом врага, его стойкость, вера и любовь ко всему русскому – разве все это - не геройство?

Очень широко освещает нам Толстой события, происходившие в полках, в партизанских отрядах, в ходе Бородинского сражения. А значит, мы можем достаточно узнать о быте, мыслях и мировоззрении солдат. Все они хотели одного – освободить Россию от иноземных захватчиков. Жители Москвы покидали свои дома без приказа, лишь по повелению сердца. Реформы, которые проводил Наполеон в захваченном городе, были довольно объективны и нужны России. Но они нужны были от русских царей, а не от французского императора. Москвичи не спрашивали себя, были ли эти изменения хороши, просто они не могли так жить, для них это было хуже всего. Образовывались партизанские отряды, которые «подбирали то опавшие листья, которые сыпались с общего дерева французского войска, а иногда и трясли это дерево». Все это было волей народа, приказа свыше о формировании данных движений не поступало. И в этой стихийной борьбе за освобождение России наиболее ярко прослеживаются черты героизма и патриотизма, присущие каждому русскому.

Защищая свой дом, свои права и свободу, все слои русского общества продемонстрировали стойкость духа и героизм, свойственный лишь сильным людям. Все, кто поднялся на защиту своей родины, достойны высшей похвалы: они достойны зваться патриотами и героями России.

Text.ru - 100.00%