В эпопее «Война и мир» для Льва Николаевича самой значимой была «мысль народная». Больше всего она была выражена в тех частях романа, в которых рассказывается про войну. В повествовании о «мире» доминирует «мысль семейная», которая занимает в повести довольно важную нишу, так как, по мнению Льва Николаевича, семья – это основа основ. Произведение выстроено в виде семейных историй. Черты породы наследуются членами семей. Как считает автор, семью необходимо укреплять, потому что через семью человек приобщается к народу.

В основу повествования заложены истории семей: Ростовых, Болконских и Курагиных. Большинство событий, произошедших в романе, автор передаёт через них.

Патриархат в семье Ростовых наиболее импонирует Толстому. В первый раз мы видим членов этой семьи на именинах графини Ростовой. В семье царит атмосфера любви и добра. Любовь главенствует в доме Ростовых.

Представители старшего поколения Ростовых являются простыми и добрыми людьми. Каждый, кто приходит в их дом, всегда будет встречен с радостью и любовью. В этой семье не судят о человеке по богатству и знатности. Дочь Наташа Ростова очень искренняя, а младший сын Петя наивен и добродушен. Николай держится особняком, но тоже всегда искренен, честен и справедлив. В этой семье дети любимы родителями, и их всегда выслушают родители и поймут. Семья сплочённо преодолевает беды и дружно радуется всему хорошему. Познакомившись с этой семьёй, читатель понимает, что здесь царит настоящее счастье. Поэтому и Соне – бедной племяннице-сироте – хорошо в доме Ростовых, хотя она и не является родной дочерью, но относятся к ней как родной.

Даже дворовые люди: Тихон, Прасковья Савишна – это такие же члены семьи Ростовых. Они относятся с любовью и уважением к своим господам, проникаются их проблемами, сочувствуют им.

Только Вера – старшая дочь Ростовых – не похожа на остальных членов данной семьи. От неё веет холодом и эгоизмом. По мнению отца, «графиня что-то сделала не так», когда речь заходит о Вере. Вероятно, в воспитание Веры внесла свою лепту княгиня Друбецкая, которая когда-то являлась лучшей подругой Ростовой. И на самом деле, старшая дочь имеет большее сходство с сыном Друбецкой, чем со своей младшей сестрой Наташей.

Автор показывает не только радостные события в этой семье, но и печальные. В страшный 1812 год семья Ростовых до последнего момента остаётся в Москве и покидает город только после распоряжения властей. В этот страшный момент они оказываются перед выбором: бросить свои вещи, приданое Наташи или оказать помощь раненным в сражении защитникам Отечества. Наташа находит решение. Она требует с искажённым от негодования лицом отдать подводы под раненых, потому что даже самая дорогая вещь не сравниться с человеческой жизнью. Семья покидает город оставив вещи, и читателю понятно, что это решение характерно для Ростовых. По-другому они не смогли бы поступить.

Ещё одна семья, изображённая в произведении – это семья Болконских. Автор рассказывает о трёх поколениях данной семьи: старый князь Николай Андреевич, его дети – князь Андрей и княжна Марья – и внук Николенька. В каждом поколении данной семьи есть чувство долга, ответственности, патриотизма и благородства.

Если семья Ростовых основывается скорее на чувствах, то основа семьи Болконских – это воплощение разума. По мнению князя, в мире существует «только две добродетели – деятельность и разум». Болконский всегда следует своему убеждению. Он много работает (пишет военные уставы, обучает дочь точным наукам) и прививает детям трудолюбие. Характер князя Андрея включает в себя многие черты отцовской натуры. Он так же пробует искать свой жизненный путь, принести пользу своему государству. Непосредственно тяга к работе способствует его деятельности в комиссии Сперанского. Андрей является патриотом, как и отец. Когда старому князю стало известно о наступлении Наполеона на Москву, он не думает о своих прошлых обидах и принимает активное участие в ополчении. Андрей, потеряв веру в свой «Тулон» под небом Аустерлица, обещает себе больше не участвовать в боевых действиях. Однако в тяжёлую годину 1812 года он сражается с противником и отдаёт жизнь за свою родину.

Если в семье Ростовых в отношениях детей и родителей преобладает дружба и доверие, в семье Болконских всё по-другому. Старый князь также очень любит своих детей. Он волнуется за них. Князь видит, к примеру, что Андрей не любит свою супругу Лизу, сочувствует ему, но напоминает о долге перед женой и семьёй. Тип отношений Болконских отличается от семьи Ростовых. Старый князь не показывает свои чувства к детям. Например, по отношению к дочке Марье он проявляет строгость и даже жестокую суровость. Он ругает её за то, что она не способна решить задачи по математике, прямолинейно говорит ей о том, что она несимпатична, когда та рассчитывает на брак с красавцем Анатолем Курагиным. Тихая Марья страдала от этих отношений с отцом, от того, что князь хорошо скрывал чувство любви к ней очень глубоко внутри себя. Лишь перед смертью старый князь Болконский открывается дочерью. В последние моменты жизни он почувствовал родственную связь со своей дочерью.

Марья является особенным членом семьи Болконских. Учитывая то, в какой строгости она воспитывалась, важно отметить, что она не стала жестокой, не замкнулась в себе, а надеялась на искренние чувства, на добрые отношения. Она очень любит своего отца, брата и племянника. К тому же Марья готова принести себя в жертву рад и них, лишиться всего, что имеет.

Третье поколение семьи Болконских – это сын князя Андрея Николенька. В эпилоге он является еще маленьким ребёнком, хотя ему 15 лет, что он с вниманием слушает, что говорят старшие, в нём происходит работа мысли, он думает, на чьей стороне был бы его отец, что бы сделал и сказал он. А это значит, что и это поколение семьи сохраняет в себе лучшие черты Болконских: патриотизм, верность долгу, ум и справедливость.

Семья Курагиных значительно отличается. Болконские и Ростовы получают от них лишь неприятности. Глава семьи – князь Василий – является лицемерным и нечестным человеком. Его жизнь окружена интригами и сплетнями. Главной особенностью его натуры является алчность. Князь готов выдать свою дочь Элен замуж за Пьера Безухова, лишь потому, что у него миллионное состояние. Приоритетным для князя Василия всегда было богатство. Ради денег он способен нарушать закон. Своего сына Анатоля он везёт к ненавистному князю Болконскому, чтобы женить на дурнушке Марье, так как она унаследует богатство отца, что обеспечит благополучие сына, сидящего на его шее.

Дети князя Василия не отличаются от отца. Пьер ясно видит, что у этой семьи «нехорошая курагинская порода». Элен, по сравнению с княжной Марьей, да и Наташей, отличается необыкновенной, классической красотой. Но красота, по убеждению Толстого, это лишь оболочка. В ней отсутствует непосредственность и искренность Наташи, честность и милосердие Марьи.

У Элен пустая, корыстная и нечестная душа. Пьер Безухов едва не испортил себе всю жизнь, женившись на Элен. Однако он лично удостоверился, что никакая внешняя красота не стоит подлинной красоты и счастья в семье. По прошествии некоторого времени после женитьбы Пьер был очень разочарован, мрачен, уныл, презирал свою супругу, когда загадочная сущность Элен оказалась полной пустотой, развратом и отсутствием ума.

Элен распространяет пошлость и подлость вокруг, она, не задумываясь, сводит своего брата Анатоля и Наташу Ростову. Тот, в свою очередь, не задумываясь о будущем девушки, действует в угоду похоти, провоцируя разрыв между Наташей и Андреем Болконским. Курагины всегда ставят свои потребности превыше всего, и поэтому причиняют всем только зло. Неслучаен и финал их судеб. Практически в одно и то же время они исчезают со страниц романа: Элен умирает от неприличной болезни, а Анатолю отрезают раненную на поле боя ногу…

Семья Курагиных является полной противоположностью семьям Ростовых и Болконских. В произведении читателю хорошо заметна деградация и разрушение данной семьи. Автор наградил семейным счастьем Ростовых и Болконских. Ими было перенесено множество неприятностей, но эти семьи не утратили всё хорошее, что им присуще – доброту, открытость, честность. В конце романа мы видим счастливую семью Наташи и Пьера, в которой присутствует взаимная любовь и уважение. Наташа стала одним целым с Пьером, открыв ему все самые потаённые уголки своей души.

Кроме того, автор объединяет семьи Ростовых и Болконских. Семья Ростовых сочетает лучшие черты этих семей. Николай Ростов очень любит супругу и ценит её душевность, которая ранее была для него недоступна из-за возвышенного и нравственного мира, в котором жила его супруга. Марья очень любит своего мужа, которому никогда не будет понятно то, что понятно ей, но из-за этого её любовь только сильнее.

Судьба Николая Ростова и Марьи была непростой. Тихая, кроткая, несимпатичная, но очень красивая душевно Марья при жизни отца не надеялась выйти замуж и завести детей. Случайно встретив Ростова, оказавшись под его защитой, Марья ощутила то долгожданное, ранее неведомое ей волнующее ощущение. Она душой почувствовала его благородство, твёрдость и самоотверженность. При каждой встрече они всё больше открывались друг другу и становились ближе. Николай был восхищён открытой душой Марьи, он полагал, что она выше его самого и Сонечки, которую он любил ранее.

Не было никакой случайности в возникновении семьи Наташи и Пьера, который любил эту девочку с первой встречи. Обе эти семьи являются итогом единения всего русского народа, которое проявилось в процессе Отечественной войны 1812 года. В этом году многое изменилось в России, в том числе исчезло большинство сословных предрассудков и возник новый уровень взаимоотношений между людьми. У автора существуют любимые герои и семьи, в которых, может, не всегда преобладает полная гармония, но члены таких семей живут в мире и гармонии, дружат, оказывают поддержку друг другу.

Как считает Толстой – лишь высокодуховные люди достойны настоящего счастья в семье.